Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Выставка «Образование и карьера - 2018»
Новая функция "Пропуски"
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 78 человек

Тенденции профориентационной работы

Дата: 10 августа 2015 в 14:50

Таблица1

Перечень тенденций, обосновывающих актуальность и потребность трансформации

профориентационной работы со школьниками и учащейся молодежью в полипрофориентационную  работу

 

Блоки тенденций

Содержание

 

Глобальные

  • одна из них – «это омассовление, разобщение, обезличивание и бюрократизация труда и социальных отношений, порождающая рост потребительства, экологическую опасность деятельности человека, отчуждение, профессиональную и культурную разобщенность, увеличение числа людей, «выпадающих» из социальных норм деятельности и общения, преступность, криминализация и дегуманизация общества» [4, с.88];
  • другая – «возрастание роли психологического, личностного факта, интеллектуальных функций в современном труде и жизни человека, наукоёмкости труда, развитие управляющих и предвосхищающих функций во всех видах труда, усиление ноосферного влияния совокупной деятельности человечества, рост общности людей и социальной сплоченности перед лицом экологических и социальных катастроф, увеличение роли межкультурного мирового общения, повышение значения этических норм и доверия между людьми, роли индивидуальной инициативы и творчества, открытости перед будущим» [3, с.90];
  • третья – «кризис компетентности современных людей – главное звено в цепи кризизсных явлений и проблем, с которыми человечество столкнулось на пороге третьего тысячелетия. Именно некомпетентность соответствующих исполнителей и всего нашего общества в целом является первопричиной появления неработающих законов и указов, возникающих национальных и социальных конфликтов, случаев производственных аварий и экологических катастроф, опустошения природных ресурсов и т.п. Главная угроза наших дней для человечества – стремительное отставание способности человека справляться с изменениями в окружающем его мире от темпов этих изменений [10, с.34];
  • четвертая – ориентация мирового сообщества на устойчивое развитие, предполагающая реализацию принципа образования через всю жизнь;

 

 

Социально-профессиональные

  • смена монопрофессионализма на полипрофессионализм и становление экономики и общества, основанного на знаниях, в котором, согласно Лиссабонской стратегии, профессиональной ориентации оптантов отводится одна из ведущих ролей;
  • конвергенция труда (соединение профессий, ведущее к полипрофессионализму) и постоянное изменение, связанное с глобализованным контекстом и техническим прогрессом [2, с.6-7];
  • переход от индустриального («производство вещей») к информационному обществу («производство идей и знаний»), к обществу услуг («производство людей»);
  • расширение и углубление свободы индивидуальной (предпринимательской) деятельности;
  • становление в профессиональном мире взгляда на то, «что будущая жизнь и благосостояние человека во многом зависит не от полученной раз и навсегда профессии, а от способности к профессиональной мобильности, когда по данным социологов и психологов, человек должен сменить 4-5 специальностей за период зрелой личности, и от способности переучиваться без драматических и неврастенических реакций на это» [11 с.35];
  • возникновение новых форм социальных общностей (полипрофессиональных групп, сетевиков), 
  • нарастание сложности человеческих, в том числе и профессиональных, связей и отношений;
  • рост роли образования и научных сообществ;
  • основными критериями престижа личности становятся профессионализм, компетентность, уровень власти и контроля, полипрофессиональный вид деятельности, уровень образования и собственность [12, 68];
  • избыток специалистов в одних отраслях народного хозяйства и дефицит отдельных специалистов в других отраслях. Так, в Минске на конец лета 2008г. насчитывалось около 20-25 тыс. свободных рабочих мест, каждая четвертая вакансия – строительная. Одновременно при этом фиксировался избыток экономистов, юристов, учителей отдельных специальностей;
  • чрезвычайная динамичность и изменчивость мира профессий. Так ежегодно появляется около 500 новых профессий. Вместе с тем многие профессии сегодня «живут» лишь 5-15 лет, а затем либо «умирают», либо меняются до неузнаваемости. С одной стороны,  чем шире выбор, тем он психологически сложнее, с другой -  недостаток знания  специфики, требований и путей приобретения  новых профессий лишь иллюзорно  увеличивает  количество альтернатив и ещё больше   дезориентирует  школьников в мире профессий;
  • кризис профессиональной идентификации, связанный с отсутствием у новых профессий  «корней» в профессиональной культуре нашего общества, и потому необходимо время на  освоение нового социально-экономического и профессионального опыта, что сопровождается достаточно болезненным процессом  ломки стереотипов традиционных форм профессионализации;
  • усиливающееся несоответствие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда;

 

Ценностно-ориентационные

  • дискредитация  нравственных ценностей, происходящая в  современном обществе. Расхождение между декларируемыми и неэффективными ценностями, с одной стороны, и реальными и действенными – с другой, опустошает личность,  блокирует формирование готовности к смысловому выбору профессии;
  • смещение характеристик «идеального образа профессионала» на:  «идеальный образ жизни» («американский», «европейский»,  «новых русских», «новых белорусов» и др.). Неопределённость ценностных представлений о самой профессии смещает ориентиры на выбор предпочитаемого, желаемого образа жизни с помощью профессии, которая уже выступает средством достижения этого образа жизни, а не его существенной частью.

 

Психолого-педагогические

  • достаточно сформированная в общеобразовательных учреждениях республики и обществе в целом установка  на  организацию профориентационной работы, связанную чаще всего только с ориентацией и подготовкой выпускников к поступлению в высшие учебные заведения;
  • низкий уровень готовности педагогических кадров к организации профориентационной работы со школьниками и учащейся молодежью в условиях смены монопрофессионализма на полипрофессионализм;
  • низкий уровень готовности старшеклассников к выбору профессии. Так по оценке самих учащихся, лишь 24,5% девятиклассников «вполне готовы» к выбору профессии (их родители несколько более оптимистичны – 27,5%) [13, с.18]. Аналогичные цифры фиксируются уже на протяжении последних 20 лет;
  • отсутствие достаточно сформированных способностей к проектированию и прогнозированию дополнительных (потенциальных) вариантов выбора профессии у значительного большинства выпускников общеобразовательных учреждений. Это весьма тревожный признак, так как в качестве причины, которая может помешать осуществлению профессиональных планов, большинство респондентов указывают финансовые трудности в семье, следовательно, обучение на платном отделении в высших учебных заведений нельзя считать для многих из них запасным выходом. Здесь также необходимо заметить, что высшие учебные заведения, как правило, принимают на все формы обучения около 56% из всего количества абитуриентов. Нетрудно посчитать, какая часть выпускников общеобразовательных учреждений после неутешительных результатов, снова стоит перед выбором путей трудоустройства;
  • принцип «лотерейного билета», укоренившийся в сознании старшеклассников и который они используют в большинстве случаев при выборе профессии или дальнейшего образовательного маршрута, почти полностью игнорируя вопросы, касающиеся поиска «смысла своего труда через утверждение чувства собственного достоинства» [14];
  • кризис нереализованности, ощущение бесперспективности многими выпускниками общеобразовательных учреждений. Так по данным социологического опроса, примерено 56% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта профессиональных проб избирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, убеждениям [15].

 

Информационные

  • недостаточный уровень информатизации многих общеобразовательных учреждений, особенно в сельской местности;
  • низкий уровень компьютерной грамотности у значительного количества субъектов профориентации;
  • отсутствие достаточного количества скоординированной информации на электронных носителях о мире профессий в целом, о путях, способах и возможностях получения профессии в каждом конкретном регионе, районе, городе, республике в целом.  Поэтому в условиях непредсказуемости и риска в ситуации профессионального выбора многие альтернативы, подлежащие рассмотрению, являются недостаточно определёнными.

 

Управленческие

  • недостаточно контролируемый рост высших учебных заведений, как правило, коммерческих, которые открывают факультеты  по подготовке специалистов  престижных специальностей.  Эти учебные заведения, как правило, ориентированы не на потребности рынка, а на желания выпускников. В треугольнике «рынок – профессиональные намерения – профессиональное образование» отношения развиваются по типу раковых клеток, плодя никому не нужных специалистов, чтобы прокормить огромное количество вузов, в то время как экономика страдает от нехватки квалифицированных рабочих кадров;
  • недооценка роли   профориентационного  партнерства с различными современными рынками: рынком технологий, рынком компетенций, рынком притязаний подростков и молодежи, рынком родительских ожиданий и притязаний различных профессиональных групп регионов;
  • отсутствие скоординированной системы управления качеством организации профориентационной работы с учащейся молодежью;

 

 

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.