Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 86 человек

Системный подход к анализу и самоанализу учебного занятия

Дата: 4 декабря 2015 в 09:45, Обновлено 28 декабря 2017 в 13:56

Отдел образования, спорта и туризма Лоевского райисполкома Государственное учреждение образования

 «Бывальковский детский сад – средняя школа»

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Системный подход к анализу и самоанализу учебного занятия»

Жук Вячеслав Григорьевич,

учитель математики

8 -(02347)-4-55-94;

e-mail: Slavashuc@tut.by

Введение

Авторитарный стиль управления образованием свел анализ и самоанализ учебного занятия до уровня, на котором этот процесс не находился в худшие свои периоды. О каком анализе занятия может думать педагог, если в его обязанности включается все больший список дел, которые никоим образом нельзя отнести к педагогическим. Да и критерии оценивания труда педагогов остаются до нынешнего времени больной темой. Запутанная система контроля за образованием постепенно превращает педагогическую общественность в безинициативную массу. А ведь еще в древние времена, лучшие мыслители отмечали анализ работы педагога и его самоанализ главнейшим фактором, влияющим на становление педагога. Анализ, проведенный с помощью более опытного педагога, позволяет начинающему учителю понять все достоинства и недостатки проведенного занятия. Без подобной глубокой и обоснованной оценки нет и не может быть перспективы у самого учителя и у образования в целом. Разносторонний, или системный анализ урока помогает педагогу оценить свои возможности и способности, прогнозировать результаты учебной деятельности и проектировать все это на дальнейшую педагогическую деятельность. Ведущие педагоги видят анализ урока в следующем:

1. Анализ урока - важнейший путь формирования единого отношения учителя к решению основных вопросов обучения и воспитания и прежде всего единого отношения к оценке знаний учеников и использованию отметки.

2. Педагогический анализ урока лежит в основе обобщения и в какой-то мере распространения передового опыта. Кроме того, он дает возможность отличить педагогическое новаторство от прожектерства и ненужной отсебятины.

 3. Посещение урока и его анализ - важнейшее и эффективное средство индивидуальной методической работы руководителя с учителем.

4. Именно через педагогический анализ урока возможно наиболее эффективно формировать и развивать связи преемственности.

 5. Анализ урока - способ предельной конкретизации управления учебно-воспитательным процессом, дающий возможность путем личного оперативного вмешательства руководителя школы оказывать влияние на методы обучения, на отбор и формирование учебного материала, на выбор и правильное сочетание форм организации познавательной деятельности учащихся.

6. Педагогический анализ урока - важнейший канал формирования и развития творческой активности учителей.

7. Педагогический анализ урока - действенное средство воспитания у учащихся критического отношения к своему труду и в какой-то мере практикум для учителей по самоанализу.

8. Анализ урока - это средство стимулирования самообразования педагога. Содержательная сторона процесса самообразования педагога в определенной своей части должна формироваться на основе анализа урока.
 

Системный подход

Анализировать занятия только с одной точки зрения – это верх небрежности учителя. Каждый урок не может нести в себе либо только хорошие моменты, либо быть полностью негативным. Да и не в оценочной составляющей заключается правильно построенный анализ урока.  Мы много говорим о необходимости более четких критериев оценки работы учителя и школы, полагая, что в их отсутствии кроются многие наши беды, в том числе и формализм в оценке деятельности учителя и педагогического коллектива в целом. Критерии, конечно, нужны. Без них достаточно трудно дать оценку деятельности такой сложной системы, как школа. Но не забываем ли мы при этом, что одних критериев недостаточно для того, чтобы осуществить то или иное оценочное суждение? Анализ же учебного занятия не предполагает вынесение оценки педагогической деятельности. Он основывается на восприятии урока как сложной динамической процессуальной системы и позволяет при умелом использовании технологии системного анализа проникнуть в механизм этого процесса, распознать пути и способы формирования его конечного результата. Одним из важнейших вариантов системного подхода к анализу урока является его распознавание в динамике
от триединой цели урока через учебно-воспитательный момент.

Учебно-воспитательный момент (УВМ) - это наименьшая структурообразующая единица урока, имеющая предел делимости в его границах. Он складывается из взаимодействия следующих составляющих:
      • содержания учебного материала (СУМ), 

• методов обучения (МО); 

      • форм организации познавательной деятельности (ФОПД). 

Один из возможных вариантов системного подхода к анализу урока от триединой цели урока через УВМ представляет собой в обобщенном виде  следующее:
анализ внешних связей урока:

  • установление места и цели урока в изучаемой теме или разделе программы; 
  • определение характера связи данного урока с предыдущими и последующими уроками; 
  • обозначение возможных межпредметных связей. 

Взаимосвязь урока с изучаемыми параллельно темами по иным предметам, создает у учащихся осознание целостности образования. Отчасти, это способствует созданию момента «узнаваемости» учебного материала, хотя новая тема не может быть известна учащимся. В таком подходе существует определенный педагогический смысл. Еще Джон Дьюи говорил, что новый материал должен быть лишь отчасти новым и основываться на определенном жизненном опыте учащегося. Такая «встреча» со знакомыми моментами создает ощущение причастности к некоему важному процессу. Этот фактор позволяет обрести дополнительную уверенность учащимся, что способствует их  успешности на уроке. И такой подход к образовательному процессу не должен сводиться к эпизодическому использованию. Нужна постоянная работа по активизации познавательной деятельности учащихся. Необходима целая система принципов деятельности учителя. В кратком изложении она выглядит следующим образом:

Системность
           Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы:
логикой процесса (неразрывная и осознанная структура деятельности);взаимосвязью всех его частей; целостностью. 

Управляемость
           Предполагает возможность:  целеполагания;  планирования;  проектирования процесса обучения; поэтапной диагностики;  варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Эффективность
            Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны гарантировать достижение определенного стандарта обучения, являться эффективными по результатам и оптимальными по затратам.

 Воспроизводимость

Подразумевает возможность применения педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
Методологические качества педагогической технологии:
технологическая схема (карта); научная база; системность; управляемость; эффективность; воспроизводимость.

Условия успешной реализации педагогической идеи

Существует легенда, что к одному мудрецу привели в обучение детей. Спустя некоторое время, он отдает учеников родителям и кратко описывает свои взгляды на обучение. Первому родителю он сказал так: «Я не смогу научить Вашего сына, потому, что он не любит меня», второй родитель услышал следующее: «Я не смогу научить Вашего сына, поскольку я не люблю его». Возможно, до нашего времени слова мудреца дошли с большими изменениями, однако суть остается неизменной: учить детей можно только в ситуации взаимного уважения и взаимного доверия. Никогда ребенок не будет воспринимать слова учителя, если поведение последнего или его способ руководства мыслительным процессом вызывает у учащегося полное или частичное неприятие. В наше время этот подход трактуется несколько более точно: «слова не должны расходиться с делом». Достичь взаимопонимания с классов – это главная задача педагога И помогают сделать это несколько важных аспектов.

Личностный аспект.

В обучении участвуют два субъекта: преподаватель и обучаемый, т.е. обучение- это совместная деятельность, в которую каждая сторона вносит свой вклад: обучаемый приобретает новые знания, умения и качества личности, преподаватель помогает ему в этом и контролирует его. Добиваться уважения учащихся с помощью банального «заигрывания» или незаслуженно высоких отметок  означает подпиливание ветки, на которой находишься. Учащиеся должны четко ориентироваться в системе оценивания, которая никоим образом не зависит от личных отношений с учителем. Только так сформируется восприятие учителя, как ответственного и знающего специалиста

Процессуально-психологический аспект.

Связан с ответами на вопросы: в чем заключается учение? Какие процессы при этом происходят? На современном этапе развития педагогической психологии предполагается, что учение включает две основные процедуры, соответствующие категориям “рождаться” или “совершенствоваться”.

 Педагогический аспект.

Связан с выбором и созданием разработчиком курса методов, форм и средств обучения. У каждого педагога существует свой набор приемов и методик педагогического воздействия. С годами начинаешь понимать, что навязываемые «новые» методики преподавания воспринимаются всеми участниками педагогического процесса, как инородное тело в структуре образования. А «работают» в реальности только некоторые элементы методик, которые педагог мог взять  из авторских методик своих коллег. Если некоторые приемы или элементы методики показались педагогу интересными, значит он уже принял их на вооружение, поскольку мысленно уже спроектировал на свои ближайшие уроки. Навязываемая же методика преподавания напоминает неприемлемую методику поведения. Чувствуется фальшь и безразличие к результатам своей деятельности. Увы, многие педагоги безропотно выполняют предписания методик и методичек. Так ведь проще: делал, дескать, так как было указано, а получилось плохо, наверное, что-то не так было в методике. И такими рассуждениями автоматически перекладывается вина собственная на авторскую методику.

Правила организации учебного процесса.

Большой личный педагогический опыт и постоянный самоанализ учебных занятий позволил «родиться» нескольким правилам организации учебного процесса. Они получены не только как результат собственных успехов или ошибок. Скорее, это те моменты, которые удалось прочувствовать.

Правило “эквивалентной практики”.
          Условия обучения и ожидаемые действия учащихся в ходе обучения в точности соответствуют ожидаемым действиям во время теста или экзамена. На уроках необходимо максимально приблизить условия заданий к тем, которые используются на экзамене или ЦТ. Отличия здесь довольно существенны. Например: на уроке в 11 классе мы успешно находим область определения функции. На централизованном же тестировании подобное задание может носить в условии довольно серьезный «довесок»: «Определить сумму всех целых положительных корней из области определения функции…». Задача вполне посильная, однако учащиеся, которые никогда не сталкивались с подобными условиями, вполне способны считать это задание совершенно незнакомым.
            Правило “аналогичной практики”.

Возможность упражняться в актах поведения, сходных, но не идентичных с конечным поведением.

Правило “знания результатов”.

Незамедлительное сообщение учащемуся результата каждого действия. Говоря проще, на уроке нужно говорить. Аргументированный анализ действий учащихся помогает в значительной степени усиливать знания учащихся в отношении терминологии. Кроме того, учащиеся воспринимают комментарии учителя как некоторую похвалу, поэтому более уверенны в себе и в своих действиях.

Правило “положительных подкрепляющих реакций”.

Действие ученика подкрепляется конструктивным, побуждающим образом “Попробуй сформулировать еще раз” или “Тебе нужно снова проработать содержание раздела”. Но нужно заметить, что ключевым здесь является слово «положительных». Ученик никоим образом не должен почувствовать, что его побуждают учить «снова». Он должен понять, что это всего лишь устранение маленького препятствия на пути к знаниям.

На основании вышеизложенных методических правил, следуют некоторые основные принципы построения урока. Для достижения положительного результата необходимы: организация внимания учащихся; информирование их о дидактической цели;  стимулирование припоминания необходимых знаний и умений (актуализация знаний); предъявление учебного материала, который должен вызвать определенную реакцию; стимулирование реакций учащихся; обеспечение обратной связи; руководство мыслительной деятельностью; стимулирование прочности полученных знаний и умений и их переноса; оценка действий учащихся.

И снова об анализе

Годы работы в школе позволили прийти к идее того, что анализ урока не может быть проведен в направлении одного вектора. Существует методика более детального анализа и самоанализа.

Морфологический анализ:

  • расчленение урока на учебно-воспитательные моменты и определение их учебно-воспитательных задач; 
  • характеристика учебно-воспитательных моментов; 
  • объединение учебно-воспитательных моментов в этапы и определение учебно-воспитательных каждого этапа; 
  • характеристика этапов урока. 

Затем необходимо определить, каким образом связаны учебно-воспитательные моменты между собой и как они взаимодействуют. Для этого необходимо осуществить структурный аспект анализа:

  • установления соответствия содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности друг другу и учебно-воспитательной задаче учебно-воспитательного момента; 
  • установление соответствия каждого учебно-воспитательного момента учебно-воспитательной задаче этапа; 
  • определение, каким образом и как, уровень соответствия компонентов друг другу в каждом УВМ на качество его конечного результата; 
  • выделение центрального типообразующего этапа урока. 

Функциональный аспект анализа:

  • на основе установленных способов взаимодействия содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности устанавливается механизм формирования реального результата в каждом УВМ; определяется в каждом УВМ соответствие его реального результата УВЗ момента, устанавливается тем самым степень реализации последней; 
  • путем анализа взаимодействия результатов УВМ, входящих в этап, определяется, каким образом сформировался конечный результат этапа, показываются пути его формирования, определяются факторы, повлиявшие на его качество; 
  • определяется, насколько результат каждого этапа соответствует триединой цели урока и обеспечивает ее достижение; 
  • анализируется, каким образом структура урока, результаты этапов между собой направлены на эффективную реализацию триединой цели урока. 

Аспект оценки конечного результата урока:

  • анализируется качество знаний, полученных на уроке, умений и навыков, сформировавшихся в ходе его осуществления, оценивается решение основной задачи образовательного аспекта триединой цели урока; 
  • оценивается достижение воспитывающего аспекта триединой цели урока; 
  • оценивается достижение развивающего аспекта триединой цели урока, оценивается решение дополнительных (частных) задач; 

Педагогический анализ урока, основанный на системном подходе, является мощным средством познания потому, что его аспекты выступают в органическом единстве и взаимодействии. Конечно.в ходе познания урока, на различных стадиях этого процесса на первый план выдвигаются задачи какого-то одного аспекта, но это совсем не означает, что аналитик не должен в это же время рассматривать урок с позиций других аспектов.

Наоборот, такая необходимость вытекает из характера самой сути системного подхода, Какую бы позицию урока мы не анализировали, для получения объективных результатов ее приходится рассматривать всегда в различных плоскостях и через взаимодействие нескольких аспектов анализа, Так, рассматривая урок с точки зрения его состава (морфологический аспект), давая характеристику УВМ и этапам, мы неизбежно выходим на структуру, ибо охарактеризовать объект вне способа его связи с другими невозможно. Анализируя структуру урока, мы неизбежно будем решать вопросы функционального аспекта и т. д. Таков контур методики системного подхода к анализу урока.

Однако даже при таком подробном анализе урока очень просто допустить ошибки. Аристотель в трактате «О середине» писал, что поиск середины и стремление к ней есть высшее благо для человечества. Под серединой он понимал «благо», или истину, как мы ее теперь называем. При  анализе же урока очень легко «отойти» от  этой середины. Педагог с завышенной самооценкой склонен винить во всем обстоятельства, аргументируя  собственные ошибки слова: «У других еще хуже…». Иная точка зрения – это постоянное деструктивное самобичевание педагога по малейшему пустяку.

 Годы педагогической практики показали, что успешные методические приемы прошлых лет могут быть совершенно неперспективными в новом классе. И это не только веление времени. Ведь успешность обучения зависит коренным образом от подбора детей. С целью наиболее точного анализа педагогического занятия следовало бы проводить параллельно и анализ учебной группы.

Схема его приблизительно такова.  Характеристика класса. Прежде всего,  здесь рассматривается структура межличностных отношений: лидеры, предпочитаемые, аутсайлидеры, непредпочитаемые; круги желаемого общения каждого ученика, наличие группировок, их состав; взаимодействие структур личных взаимоотношений и организационной структуры класса.

Затем необходимо охарактеризовать недостатки биологического развития учащихся: дефекты зрения, слуха; соматическая ослабленность; особенности высшей нервной деятельности (чрезмерная заторможенность или возбудимость); патологические отклонения.

После этого следует охарактеризовать недостатки психического развития: слабое, развитие интеллектуальной сферы тех или иных членов ученического коллектива; слабое развитие волевой сферы у отдельных учащихся; слабое развитие эмоциональной сферы личности. Далее идет характеристика развития психических свойств; отсутствие познавательного интереса, потребности в знаниях, установка на учение; недостатки в отношениях личности к себе, учителю, семье, коллективу.

После этого можно перейти к анализу недостатков подготовленности учащихся класса: пробелы в фактических знаниях и умениях; пробелы в навыках учебного труда; дефекты в привычках и культуре поведения.

Затем рассматриваются недостатки дидактических и воспитательных воздействий школы, после чего недостатки влияния семьи, сверстников, внешкольной среды.

Конечно, совершенно необязательно при каждом самоанализе урока давать столь подробную характеристику класса, в котором он проходил. Однако самоанализ урока учителем прежде всего отличается от его анализа руководителем тем, что он сориентирован не только на конкретный класс, но и на конкретных учащихся. Руководитель школы может не знать характеристики класса, в котором он наблюдает и анализирует уроки, учитель обязан знать и строить урок на ее основе.

Затем анализируются внешние связи урока: устанавливаются место и роль данного урока в изучаемой теме; характер связи урока с предыдущими и последующими уроками.

Заключение

Осуществить переход от анализа урока к самоанализу и совместной аналитической деятельности возможно лишь при условии организации систематической учебы педагогического коллектива и его руководителей, направленной на освоение этого сложнейшего вида человеческой деятельности.

Если поставить вопрос: "Кто анализирует урок научно?', то на него можно ответить, видимо, следующим образом: только тот, кто мыслит диалектически. А диалектическое мышление никогда не укладывалось, не укладывается, и не будет укладываться ни в какие схемы анализа урока. Сама суть диалектики педагогического анализа заключается в том, что диалектика не стоит где-то рядом с ним, а органически включается в ткань этого сложнейшего процесса.

Педагогический анализ урока - это сложная, высокоразвитая, интеллектуальная деятельность руководителей школы, требующая немалой подготовки и тренинга. Глубокий анализ - это следствие индивидуальной силы ума руководителя, таланта, умения и опыта, способности к достаточно напряженному умственному труду. Вот почему, как говорится, перед анализом урока надо с почтением "снять шляпу" и самым серьезным образом готовиться к научному его осуществлению.

Иногда от некоторых руководителей школ можно слышать, что системный подход к анализу урока очень сложен. Но, во-первых, и сам урок является чрезвычайно сложной, подвижной, многомерной, многофакторной системой. В силу принципа предметно-методической адекватности сложности предмета должна соответствовать и сложность метода его изучения, систему на научном уровне можно глубоко проанализировать только при помощи системного анализа. Третьего не дано!

Во-вторых, как пишет психиатр В.Леви, рассматривая проблему простоты и сложности окружающей нас действительности: "В сущности нет ничего сложного и ничего простого, равно как и все сложно и все просто. Камень прост, если нам надо поднять его и кинуть, и сложен, если мы хотим постичь его кристаллическую структуру. Сложность или простота любого предмета зависит только от нашего к ним подхода, произвольного и вынужденного, от того, какие задачи мы ставим".

Если мы подходим к уроку с позиций "здравого смысла", "житейского опыта", он прост, как "дважды два четыре", но если мы хотим проникнуть в его сущность, превратить процесс его анализа в школу педагогического мастерства для учителя, то процесс анализа, конечно, усложняется, и ему необходимо учиться.

И, наконец, в-третьих, пора отказаться от "скользящей сохи управления", надо браться за "глубокую вспашку", иначе интенсифицировать процесс управления школой просто невозможно. Надо отказываться от рецептурного мышления, а не ссылаться на то, что та или иная работа написана чересчур сложно. И педагогической науке, наверное, тоже пора прекращать выпускать методические рекомендации и указания с оглядкой на дипломированного специалиста с высшим образованием, но с четырехклассным пониманием педагогической и управленческой деятельности. Тем более, что практика опровергает утверждение о сложности и доказывает, что тот из руководителей школ, кто хочет научиться системному подходу и анализу урока, успешно его осваивает.


 


 


 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.