Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 98 человек

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

Дата: 6 апреля 2018 в 14:09

                                    Государственное учреждение образования

«Бывальковский детский сад-средняя школа»

Лоевского района

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ»

Прищепова Алла Ивановна,

воспитатель дошкольного

образования                                                                       

8 (044) 491-68-27

                                                                       e-mail: alla160868@yandex.ru                        

Актуальность проблемы взаимоотношений ребёнка с природой на современном этапе имеет место. Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Вот почему изучение экологического сознания и установление закономерностей его формирования уже с младшего дошкольного возраста так важны для воспитания развивающейся личности. Для интеллектуального развития дошкольников необходим богатый чувственный опыт, получаемый ими от восприятия предметов, мира природы, общественной жизни.

Природа окружает ребёнка с ранних лет. Её разнообразие, яркость, красота, наглядность её связей и зависимостей обеспечивает доступность понимания детьми и оказывает существенное влияние на совершенствование мыслительной деятельности, что проявляется в развитии логичности, самостоятельности мышления.

Задача педагога состоит в том, чтобы воспитать отзывчивых, милосердных детей, научить их экологически грамотному отношению ко всему живому. Главное для педагога – создавать ситуации, в которых у детей могут возникнуть радость общения с природой, чувство глубокого удовлетворения от увиденной красоты, желание беречь и сохранять природу. Формирование такого осознанно-правильного отношения к природе – длительный процесс, поэтому закладывать основы экологического образования уже с младшего возраста. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.

Исходя из собственного педагогического опыта, работая с детьми младшего дошкольного возраста, я обратила внимание, что особенно тяжело им даётся формирование понятия разнообразности природных объектов и необходимости гуманных отношений к ним. Ведь он ещё очень мал для того, чтобы понять и почувствовать это самостоятельно.

Поэтому при написании данной работы я перед собой поставила цель: формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр. Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. В ней происходит развитие эмоциональной сферы, напрямую связанной с отношениями, развиваются духовные и физические силы ребёнка, его внимание, память, воображение, умение находить и принимать решения. [ 10 ,с. 2]

В результате наблюдений за поведением  детей в природе, я поняла,  что игры по праву считаются одним из эффективнейших средств ознакомления дошкольников с природой. Поэтому в своей практике я активно использую дидактические игры как на занятиях, так  и в повседневной жизни,  на прогулке.

Кроме цели были определены следующие задачи:

-изучить научно-методическую литературу о роли дидактических игр в формировании экологических представлений у дошкольников;

-выявить соответствие  экологических представлений детей требованиям учебной программы;

-создать условия для формирования экологических представлений у воспитанников через создание игровой развивающей среды;

-применить на практике систему эффективных методов и приемов по формированию экологических  представлений у детей  дошкольного возраста, используя дидактические  игры;

-привлечь внимание родителей и педагогов к формированию экологических представлений у детей;

-воспитать гуманное отношение ко всему живому.

Длительность работы над  опытом:

Ι этап: изучение опыта 2014/2015, 2015/2016 учебный год;

ΙΙ этап: обобщение опыта 2016/2017 учебный год.

Ведущая идея опыта состоит в  усвоение правил поведения в природе, а также таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание, и усваиваются эти нормы и правила лучше всего в игровой деятельности. Ребёнок, играя сам, наблюдает за играми других детей. Так возникают предпосылки для формирования сознательного поведения в природе и социуме, самоконтроля за действиями и поступками, то есть происходит практическое освоение нравственных норм и правил поведения.

Цель дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников: формирование осознанно-правильного отношения к окружающей природе.

Описание  опыта

Для успешного решения задач по формированию у детей основ экологических представлений я выделила следующие направления в своей деятельности:

- создание развивающей игровой среды;

- работа с детьми;

- работа с семьей.

В  группе мною создан уголок экологической среды, который включает в себя:

- «зелёная зона» (комнатные растения), где проходит трудовая деятельность по уходу за растениями;

- «огород на окне», где дети наблюдают за ростом растений;

- уголок экспериментирования;

- зона коллекций, предназначенных для знакомства детей с различными природными объектами  (камни, семена растений, сухие листья, ветки, песок, глина и др.) которые я собираю с детьми и родителями;

- создана картотека дидактических игр  экологического содержания и оформлен наглядный материал для их проведения.

 В процессе формирования экологических представлений у младших дошкольников я  использую следующие виды дидактических игр:

– предметные;

– настольно-печатные;

– словесные.

Предметные игры. Это игры с использованием различных предметов природы (листья, шишки, каштаны, камешки и т.д.). Использую их с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы. Предметные игры учат детей обследовать, развивают сенсорику, мелкую моторику рук воспитанника. Например:  «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки, «С чьей ветки детки?”и т.д. Больше всего детям нравится игра «Чудесный мешочек». Эту игру я использую часто. Она способствует развитию тактильных чувств, памяти, интереса к деятельности, а также развитию  заинтересованности. Предметные игры  использую как в коллективных занятиях, так и индивидуальных, в утренние и вечерние отрезки времени, усложняя содержание игры в зависимости от  индивидуальных возможностей детей.

Настольно – печатные игры. К ним относятся: лото, домино, разрезные картинки, а также игры:   «Чей силуэт», «Как их назвать?», «Что сначала, а что потом?».  [2,с.10] Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления дошкольников, развивают способность быстро, мобильно использовать имеющиеся знания в новой ситуации. В них решаются самые разнообразные задачи ознакомления с природой: формирование представлений о предметах и явлениях природы, упражнение детей в анализе, сравнении, обобщении и т.д.

Словесные игры. Это игры, не требующие никакого наглядного материала. Их содержанием являются устные вопросы относительно уже имеющихся у детей представлений о мире природы. Примером словесных игр могут быть ответы на различные вопросы: «Кто летает, кто бегает, а кто прыгает?», «Когда это бывает?», «Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто живет на земле?» и др. Словесные игры провожу с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире природы. Они являются эффективным средством развития внимания, памяти, сообразительности воспитанников, способствуют развитию речи и культуре общения. Данный вид игр не требует специальных условий, я их  провожу как в помещении, так и на прогулке. Например: «Кто у кого», «Один – много», «Украсим словами» [ 6, с. 25] и др.

В своей работе с детьми, кроме классических дидактических игр, использую игры – беседы, игры в загадки, игры развивающего характера.

Игры - беседы  помогают скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание и не требуют специальных условий, оснащения. Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений; умение использовать имеющиеся знания, сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам; внимание, быстроту реакции. В своей практике использую самые различные варианты. Например, «Закончи предложение» - говорю начало фразы, а дети должны придумать конец: «Лимон желтый, а огурец...», «Ромашка белая, а василек...», «Весной листья на деревьях растут, а осенью...», «Летом     бывает дождь, а зимой...».

Интересными являются игры в загадки. Они упражняют детей в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание. Игры могут быть разными: «Что бывает желтое?», «Что бывает круглое?», «Что бывает зимой?», «Летает - не летает», «Животное домашнее или дикое». Придумываю их сама на темы, которые обсуждались на занятиях, о явлениях, которые дети наблюдали. Во всех  случаях эти игры помогают закрепить  представления дошкольников, научить их использовать в нужный момент.  

 Очень нравятся воспитанникам игры развивающего характера. Например, «Кто, где живёт?». Дети должны правильно по среде обитания определить место нахождения животных, птиц и сопроводить свой ответ аргументами. Лиса живёт в лесу, она роет для себя нору, она не впадает в спячку, так как меняет шубку на более тёплую, сама достаёт корм, она санитар леса (уничтожает мышей, больных животных). [ 6 ,с. 78]

Важная роль дидактическим играм мною отводится на прогулке. Например: “Божьи коровки”, “Мы - гусеницы”, “Я знаю”, “Воздух, земля, вода”, Береги природу”, Что это такое?” и др.

Оформила картотеку дидактических игр по экологическому воспитанию дошкольников (приложение 1 ). Подбирая дидактические игры экологического содержания,  обязательно продумываю цель и дидактическую задачу, определяю место и роль игры в системе обучения и воспитания, проектирую саму игру и определяю степень участия в ней всех детей, продумываю оказание помощи застенчивым детям. Дидактическим играм предъявляю следующие требования: яркость, эстетичность, многофункциональность. В процессе проведения дидактической игры стараюсь поощрить выдумку, инициативу дошкольников, отмечаю доброжелательное отношение детей друг к другу, а также положительное отношение к отраженным в игре явлениям и событиям. При проведении дидактических игр использую постепенное их усложнение от группы к группе, их вариативность.

Работа с родителями является важнейшим направлением моей работы. Уровень экологического развития дошкольников во многом определяется степенью экологической грамотности их родителей.  Конечно, большая помощь и работа в экологическом воспитании требуется и от родителей. Ведь они — образец для подражания. Если родители на глазах ребенка равнодушно пройдут мимо выпавшего из гнезда птенца, ударом топора срубят красавицу — березку, чтобы развести костер, то вряд ли работа воспитателя даст положительный результат.   Работу с родителями строю на основе сотрудничества и единства требований. С родителями мною было проведено анкетирование на тему «Экологическое воспитание детей» (приложение  2), результаты которого показали, что мало кто из родителей уделяет внимание экологическому воспитанию. В связи с этим я разработала памятки, листовки  для родителей, давала консультации на эту тему. Результатом проведённой работы стало совместное участие детей и родителей в игре-викторине «Звёздный час», в конкурсе семейных рисунков «Как прекрасен этот мир».

Обобщая все выше представленное мною, можно  сформулировать следующие основные выводы: роль дидактических игр в формировании  экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста огромная. Их содержания помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы. Понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости, понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.

Для определения уровня экологических  представлений у воспитанников я использовала метод индивидуальной беседы.

Выделила оценочные критерии:

  • представления о неживой природе;
  • представления о домашних животных;
  • представления о диких животных;
  • представления о растениях;
  • представления о взаимосвязи в природе;
  • представления об организме человека;
  • представления о бережном отношении к природе;
  • представления об   уходе за растениями и животными;
  • представления о правилах поведения  в природе;
  • представления об экологических играх.

 На основе  результатов проведённых бесед, определяю оценку усвоения детьми программных задач, планирую индивидуальную работу, способствующую повышению экологических представлений у воспитанников.

Результатами своей педагогической деятельности по экологическому воспитанию  дошкольников посредством дидактической игры считаю то, чему научились мои воспитанники, а именно:

- отличать и называть свойства воды, снега, льда, песка, глины, камней и т. д. (льётся, лепится, гладкий и др.);

- отличать и называть домашних животных;

- отличать и называть диких животных;

- отличать и называть некоторые конкретные виды деревьев, кустов, травянистых растений;

- проявлять доброжелательный интерес к физическим особенностям человека (части тела, лица, особенности строения глаза, уха и т. д.);

- проявлять   бережное  отношение к объектам природы, активно участвовать в уходе за растениями и животными;

- обращать внимание на яркие сезонные проявления в мире растений и   животных;

-   имеют представление  о множестве разнообразных игр, некоторые из них могут самостоятельно   организовывать;

- имеют представления о правилах поведения в природе;

- между детьми укрепились дружеские взаимоотношения, дети научились работать совместно, стали более доброжелательными.

Таким образом, результаты  проведённой работы  позволяют сделать вывод, что выбранные методы и приёмы – это игровые, словесные, практические, наглядные  по формированию экологических представлений  у детей младшего дошкольного возраста, посредством дидактических игр способствуют повышению уровня экологической культуры, активизации словаря дошкольника, развитию у них психических процессов (воображения, памяти, мышления, внимания), нравственных качеств, а также воспитанию бережного отношения к природе.

Данный опыт был представлен на уровне района при проведении конкурса «Воспитатель года – 2016» (приложение 3).

По использованию педагогического опыта в деятельности других педагогов хочу с уверенностью сказать, что дидактические игры экологического содержания играют важную роль в формировании  представлений детей о взаимодействии человека и природы, деятельности людей в природе, взаимосвязях, существующих в природе, способствуют воспитанию эмоционально-ценностного отношения к природе, выработке навыков культуры поведения в окружающей природной среде.

                   

                Список использованной литературы:

1.      Вучэбная праграма дашкольнай адукацыі: / Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь. – Мінск: Нац. ін-т адукацыі, 2012. – 408с.

2.      Страха, А.А. У свеце прыроды: вучэб. нагляд. дапам. для педагогаў устаноў дашк. адукацыі з беларус. мовай навучання / А.А.Страха. – Мінск: Пачатковая школа, 2013. –16 с. – (Свет дзяцінства).

3.      Петрова, Н.А. Живая душа природы: – Мозырь: ООО И,Д. «Белый Ветер», 2001. -28с.

4.      Играя – обучаем, развиваем и воспитываем. Пособие для педагогов дошк. учреждений. Игра в эмоциональном, нравственном и экологическом воспитании /Т.С. Лобанок, С.О. Каминская, И. А. Комарова и др.; Под ред. И. А. Комаровой и О.А.Анищенко. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004.

5.      Варивода, В.С.  Экологическое воспитание дошкольников / В.С.Варивода. – 3-е изд. -  Мозырь: ОООИД «Белый Ветер, 2009. -122с.

6.      Лобынько, Л.В. Современные подходы к образовательному процессу / Л.В.Лобынько, Т.Ю. Швецова. – 2-е изд., испр. – Минск : ИВЦ Минфина, 2015.—280 с.

7.      Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошк. Образования/ Е. А. Панько ; под ред. Я. Л. Коломенского, Е.А. Панько.  – Минск: Нац. ин-т. образования, 2012. - 184с.

8.      Стреха, Е.А. Познание окружающего мира. Животные: /Минск. Национальный институт образования, 2014.–123с.

9.      Игра дошкольника: Научно-методическое пособие О.А. Анищенко, Е.А. Носова, Р.А. Непомнящая и др. – Мозырь: «Белый Ветер», 1998. - 92с.

10.    Познаём мир природы: Пособие для педагогов дошк. учреждений  / Авт.-сост. Т.М. Марданова. – Мн.: НМЦентр, 2000.—56 с.

                                                                                                      

                                                                                                        

                                                                                           

                                                                                               

                                                                                               Приложение 1

Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию во 2 младшей группе.

Дидактическая  игра  № 1 «Где спрятался зайчик».

Цель: развивать умения описывать, называть растения по характерным признакам и из связи с окружающей средой; составлять описательные загадки и отгадывать загадки о растениях.

Правила игры: назвать растение можно только после описания какого-либо признака  поочередно.

Ход игры: из  группы детей выбирают ведущего, остальные делятся на две подгруппы. Ведущий прячет зайчика под какое-либо растение (дерево, кустарник) так, чтобы остальные дети не видели, куда спрятана игрушка. Затем водящий описывает растение (если затрудняется, то воспитатель помогает). Какая группа догадается быстрее, под каким растением зайчик, та идет его искать. Например, игрушка спрятана под дубом. Ведущий задает 1-й подгруппе загадку: «Это дерево, у него крепкий, могучий ствол» (ответы детей 1-й подгруппы), 2-й подгруппе: «Листья у этого дерева осенью становятся коричневыми» (отвечают дети 2-й подгруппы). Загадки-описания идут, пока не догадается одна из подгрупп.

Дидактическая игра № 2 «Где растет?»

Цель:  учить детей группировать овощи и фрукты, развивать быстроту реакции на слово воспитателя; воспитывать выдержку, дисциплинированность.

Правила игры: разобрать  овощи и фрукты;  разложить одни в огород, а  другие в сад (имитация – картинки сада и огорода). Выигрывает та команда, которая быстро разберет  все предметы по местам.

Ход игры: среди детей делятся на две команды-бригады: овощеводы и садоводы. Овощи и фрукты (муляжи) раскладываются на столе. По сигналу воспитателя дети разбирают овощи и фрукты к соответствующим с картинкам.

Та бригада, которая первой закончила работу, выигрывает. Дети не участвующие в бригадах проверяют правильность отбора. После этого объявляется команда–победительница. Игра продолжается с другими командами.

Дидактическая игра №3 «Наши друзья».

Цель: расширять представления детей об образе жизни животных, которые живут в доме (рыбы, птицы, животные), об уходе за ними, об их жилищах; воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.

Материал:  карточки-лото с изображением животных: попугай, рыбки аквариумной, попугайчиков, хомячка, черепахи и т.д.; маленькие карточки с изображением их жилищ (клетка, террариум, аквариум, ящичек и т.д.), корма.

Ход игры: карточки-лото раздаются участникам игры, у ведущего маленькие карточки, перевернутые вниз изображением. Ведущий берет любую карточку и показывает участникам. Участник, которому нужна эта карточка, поднимает руку и объясняет, почему эта карточка нужна именно для его животного. Для усложнения можно добавить корточки, не относящиеся к этим животным.

 Дидактическая игра№ 4 «Цветочный магазин».

Цель: закреплять представления детей о растениях (луга, комнатных, садовых); закреплять умение находить нужный цветок по описанию; развивать умения группировать растения по виду.

Материал: можно использовать карточки от ботанического лото, комнатные растения.

Ход игры: выбирается ведущий, он продавец (вначале ведущий – взрослый, а затем можно по считалке), остальные дети покупатели. Покупатель должен так описать растение, чтобы продавец сразу догадался о каком растении идет речь.

Дидактическая игра № 6 «Почтальон принес посылку».    

Цель: формировать и расширять представления детей об овощах, фруктах, грибах и т.д.; развивать умения описывать и узнавать предметы по описанию.

Материал: предметы (муляжи, каждый отдельно упакован в бумажный пакетик).

Ход игры: посылку приносят в группу. Воспитатель раздает посылки каждому ребенку. Дети заглядывают в них и по очереди рассказывают, что они получили по почте.  Детям предлагается описать, что находиться в их пакетике по описанию или с помощью загадки.

Дидактическая игра № 7«Съедобное – не съедобное».

Цель: формировать и закреплять представления детей об овощах и фруктах и ягодах; развивать память, координацию.

Материал: мяч.

Ход игры: ведущий называет овощ, фрукт, ягоду или любой предмет,  бросает мяч одному из участников. Если предмет относится к  заданным, то он ловит.

Можно играть со всей группой сразу с помощью хлопков (хлопать, в случае если предмет не относится к заданным).

Дидактическая игра № 9 «Чудесный мешочек».

Цель: закреплять представления детей о разных природных объектах (животные, овощи, фрукты и т.д.); развивать мелкую моторику пальцев, тактильные ощущения, речь детей.

Материал: красиво оформленный мешочек, разные игрушки, имитирующие животных,  муляжи овощей и фруктов.

Ход игры: ведущий держит мешочек с предметами, предлагает детям  по одному подойти и определить на ощупь предмет, не вытаскивая его, и назвать характерные признаки. Остальные  дети должны по его описанию догадаться, что за предмет, который пока не видят. После этого, ребенок вытаскивает предмет из мешочка и показывает всем детям.

Дидактическая игра №10 «Чей силуэт».

Цель: закреплять представления детей об особенностях строения, внешнего вида различных животных; способствовать систематизации знаний детей о животных; развивать познавательную активность, наблюдательность детей.

Материал: карточки с цветными изображениями животных, карточки с соответствующими вырезанными силуэтами животных.

Ход игры: в начале игры взрослый объясняет значение слова  «силуэт».

Вариант 1. Взрослый демонстрирует карточки с цветными изображениями животных. Далее показывает силуэтную карточку. Играющие должны определить, какому животному подходит данный силуэт.

Вариант 2. Силуэтные карточки раздаются детям. Ведущий берёт любую карточку с цветным изображением животного и предлагает её играющим, спрашивая «У кого силуэт этого животного?».

Вариант 3. У каждого из играющих детей по 3-4 силуэтные карточки, а все цветные карточки лежат на столе. Играющие должны найти пару. Выигрывает тот, кто быстрее нашёл все пары.

Дидактическая игра №11 «Как их назвать?».

Цель: закреплять представления детей о животных и их детёнышах; упражнять в названии одного и нескольких детёнышей; вырабатывать умение соотносить изображение детёнышей с изображением взрослого животного.

Материал: набор карточек с изображением взрослых животных, одного и нескольких детёнышей.

Ход игры: до начала игры взрослый с детьми рассматривает картинки, уточняет названия животных и их детёнышей.

Вариант 1. «Чья мама?»

Детям раздаются карточки с изображением одного детёныша. Взрослых демонстрирует карточку с изображением взрослого животного и предлагает назвать его. Он просит детей помочь данному животному найти своего детёныша. Ребёнок, у которого есть данная карточка, показывает её и называет детёныша. Карточка прикладывается к карточке с изображением взрослого животного.

Вариант 2. «Чей детёныш?»

Детям раздаются карточки с изображением взрослых животных. Взрослый демонстрирует детям карточку с изображением детёныша (детёнышей), предлагает назвать его (их) и просит ответить на вопрос «Чей же это детёныш?». Ребёнок у которого есть данная карточка, показывает её и называет взрослое животное.

Дидактическая игра №12 «С какой ветки детки».

Цель: закреплять представления детей о деревьях, их семенах и листьях; закреплять правила поведения в лесу, в парке.

Материал: засушенные листья разных деревьев (семена, плоды).

Ход игры: перед прогулкой с детьми закрепляют правила поведения в лесу (парке). Игра проводиться  желательно осенью (когда уже есть семена и плоды), можно летом (только по форме листьев). Дети гуляют по лесу (парку), по сигналу воспитателя «Все детки на ветки!», дети бегут к своим деревьям или кустам. Дети сравнивают свои листья и т.д. с теми, что растут на дереве или кусте, к которому они подбежали.

Дидактическая игра № 13 «Соберем урожай».

Цель: закреплять представления детей об овощах, фруктах и ягодах, их месте произрастания (сад, огород, грядка, дерево, куст, в земле, на земле).

Материал: корзинки с моделями: овощи, фрукты и ягоды (одна корзинка); муляжи овощей, фруктов и ягод  или карточки от лото с овощами и фруктами.

Ход игры: в  определенных местах группы ставятся картинки с огородом и садом, где расположены муляжи или карточки. Детей можно разделить на две команды огородники и садоводы. По сигналу ведущего команды собирают урожай в свою корзинку с моделью. Условие: можно переносить только по одному предмету.

Дидактическая игра № 14 «Четвертый лишний».

Цель: уточнять и закреплять представления детей о  классификациях разных природных объектов; развивать логическое мышление, речь.

Материал: карточки с разнообразными объектами.

Ход игры: выставляются карточки: три – одного вида, а четвертая другого. Задача детей определить лишнюю карточку, и объяснить свой выбор. Можно усложнить задачу и проводить игру словесно. Называя предметы и объекты.

Дидактическая игра  № 15«Рассели животных по домам».

Цель: закреплять представления детей о местах проживания животных, названиях их жилищ; развивать речь.

Материал: фланелеграф, разные природные зоны земли (иллюстрации); маленькие карточки с разнообразными животными, птицами, и т.д.

Ход игры: на фланелеграфе расположены разные природные зоны земли. У детей маленькие карточки с разнообразными животными, птицами, и т.д. Задача детей назвать свое животное, где оно живет, и поставить около нужной природной зона на фланелеграф.

Дидактическая игра  № 16«Угадай по описанию».

Цель: закреплять представления детей о внешнем виде природных объектов (животных, растений, рыб, насекомых и пр.); развивать память, речь.

Материал: карточки с разнообразными видами животных, рыб, птиц, насекомых.

Ход игры: карточки раздаются детям. Их задача не показывая, описать объект так, чтобы другие смогли угадать, кто изображен у них на карточке. Можно использовать загадки.

Дидактическая игра №17 «Когда это бывает?»

Цель: уточнять и закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе и жизни животных в разные сезоны года.

Материал: большие карты-лото с картинкой какого-либо времени года; маленькие карточки с моделями признаков разных сезонов.

Ход игры: игра проводится по типу лото. У ведущего маленькие карточки, перевернутые вниз изображением. Ведущий показывает карточку с моделью, игроки называют, что это и когда это бывает. Ребенок объясняет, почему эта карточка нужна именно для него. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту. Но игра продолжается до того пока все участники не закроют свои карты.

                                                                                                        

                                                                                                          

                                                                                              

                                                                                                

                                                                                               Приложение 2

  Анкета для родителей  «Экологическое воспитание детей»

1.Ф.И.О.

2.Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается?(Да, нет.)

3.Знаете ли Вы, что дошкольное учреждение занимается вопросами экологического воспитания? (Да, нет.)

4. Интересует ли Вас лично данная проблема? (Да, нет.)

5. Ощущаете ли Вы по ребёнку, что в дошкольном учреждении уделяется внимание экологическому воспитанию? (Да, нет.)

В чём это проявляется? (Ребёнок много рассказывает об этом, просит завести животное, растение дома, обращает внимание на окружающую его природу, просит отвести его в парк, лес, почитать о природе и т. д.)

6. Как Вы относитесь к природе, любите ли животных, птиц?

7. Поддерживаете ли Вы проводимую в учреждении дошкольного образования работу по экологическому воспитанию? (Да, нет.)

В чём это проявляется? (Беседовали  с ребёнком о природе, оборудовали в семье уголок природы, приобрели животных, подкармливали птиц, выбирались чаще на природу, проводили наблюдения с детьми за природными объектами, сажали деревья, охраняли природу.)

8. Знакомите ли Вы  детей с правилами поведения в природе? (Да, нет.)

Нужно ли это делать? (Да, нет.)

9. Какая помощь учреждения дошкольного образования нужна Вам по данной проблеме? (Сведения о том, как проводить наблюдения за погодой, как содержать животных, растения, какие давать знания, как знакомить с правилами поведения в природе, какую практическую деятельность можно осуществить с детьми.

 10. Как оцениваете работу учреждения дошкольного образования по данному вопросу?

11. Ваши пожелания, предложения.

                                                                                               Приложение 3

Конспект занятия  по образовательной области «Ребёнок и природа» во второй младшей группе «Зима в лесу».

Программные задачи: систематизировать  представления детей о зиме, как о поре года; формировать представления о диких животных (заяц, белка, лиса, волк), их внешнем виде; формировать обобщающее понятие «дикие животные»; закреплять сенсорные эталоны: размер (большой – маленький, длинный – короткий), форма (круг); систематизировать элементарные математические представления: один – много; развивать мелкую моторику пальцев рук, память, речь, мышление, внимание; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:  искусственные ёлочки – 5 шт., игрушки: белка, заяц, лиса, волк; бумажные сугробы и снежинки; шишки и орехи лесные; ведёрко детское: зелёное и синее (по количеству детей); поднос, крупа манная; картинки: лыжи, санки, коньки; пенёчки (по количеству детей).

Ход занятия:

В группе оборудован уголок «Зимний лес».

Звучит волшебная музыка зимы «Падает снег».

Воспитатель (В). Тихо-тихо

В наши двери входит тихо,

Входит гостья не спеша –

Нам подарит чудеса.

Гостья песенку поёт,

Всем сюрпризы раздаёт:

Хрупкие снежинки,

Морозные деньки,

Чудные сугробы, лыжи и коньки.

Ребята, о какой гостье идёт речь? (О зиме.)

На экране появляется картинка с изображением леса и множества следов в нём.

В. Ребята, смотрите, нам пришло электронное  сообщение. Как вы думаете, откуда оно пришло? (Ответы детей). Много деревьев растёт в лесу. Может это письмо из леса? Давайте прочитаем:

«Здравствуйте, ребята. Пишут вам лесные звери. Зимой наш лес стал очень скучным и грустным. Приезжайте к нам в гости. Мы вас ждём».

В. Ребята, в вы хотите отправиться в зимний лес? (Ответы детей.)

В. Что нужно сделать, чтобы не замёрзнуть в лесу? (Ответы детей.)

Игра «Оденемся на прогулку».

Ой-ой, очень холодно зимой,

Но не страшен нам мороз, мы укутаем свой нос.

На ножки – сапожки, на ручки – рукавички.

Шапочки натянем, шубки застегнём,

Шарфики завяжем и гулять пойдём.

Дети выполняют имитационные движения.

В. А на чём мы можем поехать в лес?

Воспитатель выставляет на мольберт картинки: лыжи, санки, коньки. (Ответы детей.)

В. Ребята, предлагаю отправиться в зимний лес на лыжах. Согласны? (Выслушивание ответов детей, пояснение воспитателя, почему именно лыжи подойдут для прогулки в лес – в лесу лежит снег, пешком не пройти, можно утонуть в сугробе.) Встаём на лыжи, берём лыжные палки в руки и начинаем нашу прогулку в зимний лес. (Под музыку П.Чайковского «Зимнее утро» дети начинают движение за воспитателем, имитируя лыжников.)

В. Вот мы и приехали в лес.

Здравствуй лес, чудесный лес

Полон сказок и чудес.

Кто в глуши твоей таится

Что за зверь, какая птица?

Всё открой не утаи,

Ты же видишь – мы пришли.

Мы тихонько в лес зайдём

Что же мы увидим в нём?

Там деревья подрастают,

К солнцу ветки направляют.

Ветер сильный налетает

И деревья он качает.

Тише, тише не шуми

Лесных зверей хотим найти.

В. Посмотрите, как красиво в лесу! На деревьях лежит снег. Всё кругом белым-бело. А вы знаете, кто живёт в лесу? (Ответы детей.) Давайте мы поищем лесных жителей и узнаем, чем они занимаются в лесу. Только посмотрите как много снега, идти по заснеженному лесу трудно, надо высоко поднимать ноги. (Ходьба с высоким подниманием ног.)

В. Что-то не видно лесных жителей… А пока мы их с вами искали – наши ножки устали, наши ручки замёрзли, давайте присядем на пенёчки, немного отдохнём и согреем наши ладошки. Смотрите, как будем согревать – глубоко вдыхаем через нос и выдыхаем через рот тёплый воздух на ладошки. (Показ выполнения дыхательной гимнастики, повтор с детьми 4 раза.)

В. Ой, что это? Шишка упала. Чья это шишка, как вы думаете? (Ответы детей, если дети затрудняются с ответом – загадывается загадка про белочку.)

Рыжий маленький зверёк

По деревьям скок да скок.

Воспитатель снимает с ёлочки игрушку – белочку.

В. Посмотрите, какая пушистая и красивая белочка. Какие у неё кисточки на ушках. Ушки у белочки маленькие, а хвостик какой? (Большой, пушистый.)

В. Чем питаются белочки? (Орешками.)

В. Белочки очень любят орешки. Только вот беда, у нашей белочки орешки перемешались с шишками. Что же делать? (Предложения детей.)

Игра «Помоги белочке».

Дети выбирают себе вёдра. (Зелёное или синее.) У кого зелёное ведёрко – собирают шишки, а у кого синее ведёрко – орешки. (Разделяют орехи и шишки.)

В. Молодцы, ребята. Белочка благодарит за помощь и желает приятной прогулки в зимнем лесу. (Дети прощаются с белочкой.) А мы с вами пойдём дальше. Помните, как надо идти по зимнему лесу? (Высоко поднимая ноги.)

Прогулка продолжается.

В. Посмотрите, какой сугроб, а из него чьи-то ушки торчат… Кто это? (После правильного ответа дети достают зайчика из сугроба.)

В. Правильно, зайчик. Какая у него шубка. (Белая, пушистая.) А какие у зайчика ушки? (Длинные.) А хвостик какой? (Короткий, маленький, круглый; попросит повторить детей, которые затрудняются самостоятельно сказать, какой хвостик.)

В. Зайчик наш грустный почему-то. Давайте спросим, что случилось? Почему ты грустный? Зайчик  говорит, что ему холодно, от того и грустно. Ребята, а давайте покажем зайчику, как можно согреться.

Физкультминутка «Зайка».

Зайка по лесу скакал,

Зайка корм себе искал.

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись, как, стрелки ушки.

Шорох тихий раздаётся,

Кто-то по лесу крадётся.

Зайка путает следы –

Убегает от беды.

Прыгнул в бок и обернулся,

И под кустиком свернулся.

Словно беленький клубок,

Чтоб найти никто не смог.

Дети выполняют соответствующие движения.

В.  Какие вы молодцы! Вот и согрелся зайчик, повеселел. Попрощаемся с ним и продолжим нашу прогулку.

В. Ребята, кто же ещё живёт в лесу? Чтобы узнать, надо отгадать загадку:

Рыжая плутовка,

Хитрая да ловкая.

Кто это? (Лиса.)

В. Правильно, ребята, это лиса. А где же у нас лисичка? Где она спряталась? Давайте поищем. (Дети ищут и находят лисичку под ёлочкой.)

В. Вот она – красавица  лиса. Погладим нашу лисичку. Какая у неё шубка? (Пушистая, мягкая.) А какого цвета шубка? (Рыжая.) Посмотрите, а какой у лисички хвост? (Длинный, пушистый; попросить повторить детей, которые затрудняются сказать, какого цвета лиса, какой у неё хвост.)

Игра «Лиска,  лиска, покружись»

Раздаётся вой волка. (Аудиозапись.)

В. Ой, кто это так воет? (Волк.) Где же он прячется? Вот за деревом! Посмотрите, какой волк? (Серый.) Давайте послушаем ещё раз, как он воет. (Грустно.)

В. Спросим, почему волк так грустно воет? (Дети спрашивают.) Он мне сказал на ушко, что ему грустно, потому, что скучно и темно в лесу. Как же помочь волку? (Ответы детей.) А давайте подарим ему солнышко?

Дети подходят к столу, на котором стоит поднос с манной крупой. (Это снежок.)

В. Ребята, лес большой,  лесных жителей много. Волк просит подарить им большое солнышко – я рисую большой круг, а вы нарисуете лучики. (Работа воспитателя с детьми – рисунок на манке.) Посмотрите, сколько у нас солнышек получилось? (Одно.) А сколько лучиков? (Много.)

Давайте подарим наше солнышко волку, а он поделится с остальными лесными жителями солнечным теплом. У них теперь всегда будет солнечное  и весёлое настроение. А нам пора возвращаться в детский сад.

В. До свиданья, старый лес,

Полон сказочных чудес!

По тропинкам мы гуляли,

Со зверюшками  играли.

Подружились мы с тобой.

Нам теперь пора домой.

Давайте встанем на лыжи и отправимся в обратный путь.

Под музыку дети возвращаются назад.

В. Ребята, где мы сегодня с вами побывали? (В лесу.)

В. Кого мы сегодня встретили в лесу? (Белку, зайца, волка и лису.)

В. Как мы называем животных, живущих в лесу? (Дикие животные.)

В. Вам понравилась прогулка в зимний лес? А что вам понравилось? (Индивидуальные ответы детей.)

В. Мне тоже очень понравилось сегодня с вами гулять в лесу. Вы были очень любознательные, активные и внимательные! Молодцы!

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.