Новости проекта
Внесение изменений в личные данные
Важная информация
Выставка "Образование и карьера 2020"
«Учитель для Беларуси»
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 97 человек

ФОРМИРОВАНИЕ ГУМАННЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

Дата: 6 апреля 2018 в 14:06

Государственное учреждение образования  «Ясли-сад № 1 г.п.Лоева»»

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

       «ФОРМИРОВАНИЕ ГУМАННЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ »

Рижик Ирина Фёдоровна

воспитатель 

дошкольного образования

8(029) 1855805

                                                                                                           

         Воспитание гуманных межличностных отношений, формирование нравственной личности – одно из ведущих направлений дошкольной системы образования.  

         Актуальность выбранной мною темы обусловлена тем, что в последние годы наблюдается всеобщая обеспокоенность нравственной ситуацией в мире: тысячи детей, брошенных родителями, отсутствие чувства долга, совести, милосердия, в результате чего наблюдается рост алкоголизма, наркомании, преступности и других негативных явлений. Понятие порядочность из этического минимума превращается в высшую добродетель.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Наблюдая ежедневно за поведением детей, я стала замечать, что многие дети малоконтактны, часто не умеют уступать, считаться с другими, избегать конфликтов, учитывать настроение сверстников, оценивать свои и чужие поступки.  А ведь детский сад – это начальное звено в системе образования и одной из важнейших его задач является воспитание гармоничной личности. Именно в раннем возрасте у ребёнка формируются нравственные чувства, когда он открыт всему и усваивает те нормы поведения, которые демонстрируются взрослыми, в том числе общечеловеческие понятия «добра» и «зла», в результате чего малыш учится «измерять» свои и чужие поступки, подчиняет своё поведение нравственным нормам. 

         Проанализировав свою работу, я пришла к выводу, что всё, что делается мною в соответствии с учебной программой дошкольного образования и нормативными требованиями – это правильно и хорошо. Но есть ещё мой собственный нереализованный педагогический потенциал, большое количество неиспользованных ресурсов.

Для успешного решения данной проблемы мне необходимо более активно заниматься формированием гуманных межличностных отношений у воспитанников. Для этого я решила создать в своей группе, прежде всего, необходимые условия. Ведь эффективность педагогического процесса в значительной степени зависит от правильной организации развивающей предметно-пространственной среды группы, которая рассматривается в психолого-педагогической науке  как один из факторов развития личности ребёнка. Ведь именно окружающая обстановка должна  служить интересам и потребностям ребёнка, формировать личностные качества детей и их жизненный опыт. А для этого она должна быть разнообразной, насыщенной, нестандартной, изменчивой, интегрированной.

Чтобы моя работа приносила плоды мне необходимо, прежде всего, привлечь к решению данной проблемы и родителей. Ведь, по выражению В.А.Сухомлинского, семья – это та первичная среда, где ребёнок учится творить добро [4, с.3]. Однако анкетирование показало, что уровень семейного воспитания, уровень педагогических знаний родителей недостаточно высок и не удовлетворяет требованиям современного общества в воспитании гуманности у подрастающего поколения.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Для воспитания гуманных межличностных отношений и успешного усвоения детьми норм общения, а также  для формирования нравственных качеств и корректировки негативных эмоциональных состояний у детей, мне необходима, прежде всего, эффективная предметно-пространственная среда в группе. Именно она является наиболее действенной для проявления гуманности, так как имеет огромный потенциал.

Поэтому при написании своего опыта, я поставила следующую цель: создание развивающей предметно-пространственной среды и её эффективное использование для формирования гуманных межличностных отношений у детей.

Достижение обозначенной цели предполагает решение мною следующих задач: проанализировать психолого-педагогическую, научно-методическую литературу по проблеме формирования гуманных межличностных отношений у детей; создать специальную среду, которая будет побуждать детей к доброжелательным отношениям друг к другу, близким людям, окружающим и корректировать негативное эмоциональное состояние у детей; разработать карточку для детей «Правила  общения в группе»; привлечь внимание родителей и педагогов к проблеме формирования гуманных межличностных отношений у воспитанников.   

Длительность работы над педагогическим опытом:  сентябрь 2012 г. – август 2015 г.

Этапы работы: начальный (сентябрь 2012 г. – август 2015г.); организационный ( январь 2013 г. – август 2013 г.); основной (сентябрь 2013 г. – май 2015 г.); заключительный (июнь 2015 г. – август 2015 г.).

Ведущая идея опыта состоит в том, чтобы эффективно  использовать предметно-пространственную среду группы для формирования гуманных межличностных отношений у детей.

         Мои наблюдения показали, что дети моей группы отличаются недостаточно сформированными  представлениями: о правилах поведения и культурного общения с другими  людьми; не всегда умеют сдерживать себя и выражать свои чувства в приемлемой форме; подчиняться правилам и нормам; использовать способы общения, принятые в обществе.

          Так, прекрасно понимая, что помогать и делиться – это хорошо, в реальной ситуации ребёнок может действовать исключительно в свою пользу и никогда не уступать другому ребёнку. Это происходит потому, что дети действует на основе чувственного опыта, а не в соответствии со своими представлениями.

         На начальном этапе работ мною была изучена психолого-педагогическая и научно-методическая литература по вопросу формирования гуманных межличностных отношений у  детей дошкольного возраста, определены основные направления работы, пути решения проблем.

Ни в одном источнике научной литературы я не нашла  понятие "гуманные взаимоотношения". Психолог В.И. Помогаева, изучая вопрос понимания детьми старшего дошкольного возраста таких понятий, как доброжелательность, отзывчивость, внимательность, заботливость, справедливость, дала характеристику гуманных отношений.  Данный материал помог мне  определить, к какому из гуманных отношений принадлежит то или иное доброе проявление ребенка, и выявить его индивидуальные особенности и предпочтения. Все данные представлены в таблице (Приложение 1).

 Процесс формирования отношений начинается в самом раннем детстве. В работах Н.М. Шелованова [4, с.3], Н.М. Аксариной [4, с.3] отмечается проявление эмоциональных реакций на взрослого, что служит основой развития социальных контактов. Уже в преддошкольном возрасте, как замечает В.Н. Мясищев [4, с.3], можно отметить в отдельных реакциях и поступках детей сложную борьбу различных по значимости мотивов: личных стремлений, желаний, интересов, потребностей и требований общественной действительности, общественных правил, обязанностей или конкретных просьб, требований взрослых. Под влиянием обстоятельств воспитание отношений между детьми изменяется: ребенок все  более руководствуется в своем поведении не только личными желаниями и интересами, но и требованиями, интересами окружающих взрослых и детей.

         На  организационном этапе, моя деятельность была направлена на создание предметно-пространственной среды. Практика показала, что использование вариативных моделей развивающей среды позволяет развивать эмоционально-нравственную сферу и навыки общения у детей.

Работа по пополнению развивающей среды в группе осуществлялась по заранее составленному плану, в котором было предусмотрено создание новых уголков.

          У нас в группе был создан «Уголок доверительного общения», где ребёнок может поделиться своими сокровенными мечтами, обидами, страхами с человеком, которому он доверяет – педагогом  или сверстником.  Здесь находится удобный столик и стульчики, сделанные родителями. На столе расположился сухой аквариум, альбомы с детскими и семейными фотографиями. Этот уголок разместился  в укромном уголке группы, возле комнатных растений. Здесь ребёнок может посмотреть семейные фотографии, поделиться со  сверстниками своими впечатлениями о семейных праздниках, совместных поездках.

         Для создания у детей положительной мотивации в отношении режимного момента сна, особенно для снижения тревоги, агрессии в период адаптации ребёнка к детскому саду, я использую небольшие мягкие игрушки, которые как бы сами выбирают себе ребёнка для сна. Например, перед сном называю ребёнка ласковым именем, которое произношу тихим голосом, подчёркиваю положительные черты его характера или поведения: «Матвеюшка, ты сегодня хорошо дежурил, правильно и быстро сервировал стол, поэтому дети вовремя пообедали. Зайчонок выбрал именно тебя для сна. Он говорит тебе, что ты молодец. Возьми его и скажи ему тоже что-нибудь хорошее».

         Таким образом, отзываясь положительно о каждом ребёнке, мы указываем на его значимые действия, вселяем в него чувство уверенности, повышаем самооценку. Игрушки время от времени меняются, что позволяет внести разнообразие и сюрпризный момент в данный режимный момент.

         Для того, чтобы определить эмоциональное состояние каждого ребёнка, выделить детей  которым нужна поддержка, использую «Доску настроения». На ней помещены пиктограммы, изображающие различное настроение людей и индивидуальные картинки для каждого ребёнка. Чтобы малыши научились определять настроение человека, использую игры «Зеркало», «Сердитое и доброе», «Какое настроение?». Когда дети научатся определять своё настроение при помощи символов, я учу их показывать своё настроение на доске. Это задание я предлагаю детям во время утреннего приёма и после дневного сна. Одновременно провожу беседу с каждым ребёнком, выясняя причину его психологического состояния на данный момент. Кроме того, ребята привлекаются для оказания помощи тем малышам, которые ощущают отрицательное эмоциональное состояние. Ведь это – первая ступенька воспитания у ребёнка внимания к другому человеку, сопереживания, умения прийти на помощь.

          Объединить детей в определённой деятельности по интересам, учесть их индивидуальные особенности и наклонности, а также подготовить и изменить предметно-развивающую среду нам помогает «Доска желаний». Она представляет собой набор предметов-символов, обозначающих определённый вид деятельности. Например, книга – рассматривание и чтение книг, карандаш – работа в уголке изодеятельности, мяч – спортивные игры.

         Организовывая самостоятельную деятельность детей, предлагаем им выбрать занятие по желанию. Ребята выбирают и прикрепляют свою индивидуальную картинку к определённому символу. Если несколько детей выбирают один и тот же вид деятельности, предлагаю им объединиться в общем деле. Таким образом, формируются навыки группового взаимодействия, воспитываются дружеские взаимоотношения, взаимопомощь.

         Чтобы побуждать детей к добрым поступкам, воспитывать желание оказать помощь сверстнику, малышу или взрослым, я изготовила и использую «Экран добрых дел». Это набор картинок, на которых изображены дети, совершающие хорошие поступки (поливают цветы, помогают малышам, угощают друзей и т.д.). Каждая картинка обозначена кружком определённого цвета.

         Предварительно проводятся беседы с детьми на темы: «Какой поступок можно назвать хорошим?», «О добрых людях», «Как бы ты поступил?». Вместе с ребятами рассматриваем картинки на экране, обсуждаем то, что на них изображено, приходим к выводу: «Хороших дел должно быть много». Далее для каждого ребёнка оформляется «Копилка добрых дел». Это специальная коробочка, на которой наклеена его индивидуальная картинка.

 В этих коробочках накапливаются их добрые поступки. Добрые поступки обозначаем  фишками, цвет которых соответствует картинке на «Экране добрых дел».

         В конце недели вместе с детьми рассматриваем содержимое «Копилки», вспоминаем и обсуждаем все добрые дела, которые совершили ребята в течение всей недели. Кроме того, обо всём рассказываем родителям, поскольку им это очень приятно слышать, они испытывают чувство гордости за своих детей и замечают, что дети становятся добрее, заботливее, внимательнее к окружающим. А тот ребёнок, у которого набралось больше всего добрых поступков, становится «Нашей звёздочкой». Его фотография помещается на стенде.

         Такая форма работы помогает формировать целостное представление о собственном «я», объективно воспринимать «я» другого, оценивать себя и сверстников.

         Вместе с детьми мы сделали «Облако добра». Его мы часто используем на занятиях, чтобы объединить группу для общего полезного дела. Ведь хорошие дела интереснее  совершать вместе (Приложение 2). Таким способом у детей формируются навыки группового взаимодействия, нацеленность на общий результат в совместной деятельности.

         Развивать атмосферу тепла, любви и ласки, воспитывать доброе отношение к людям, формировать коммуникативные способности у детей можно с использованием «Волшебного цветка желаний». Он изготовлен таким образом, что его лепестки могут открываться и закрываться. В зависимости от обстановки ребятам предлагается сказать ласковые слова, комплименты, пожелания застенчивому, неуверенному в себе ребёнку, который поступил в группу недавно. От тёплых, нежных слов лепестки «волшебного цветка» раскрываются так же, как и сердца обласканных детей, а в душе у остальных поселяется радость. Таким образом, опираясь на эмоции, у детей воспитывается чуткость, гуманность, отзывчивость.

         В моей группе дети усваивают нормы бесконфликтного поведения, подчиняясь правилам общения. Эти правила сформулированы просто и доступно, и выполнены в виде схем-рисунков (Приложение 3). Вот некоторые из них: дружи, будь доброжелательным; называй друзей по именам; не дразнись; участвуй вместе со всеми во всех делах группы;  внимательно слушай другого.

         Эти правила дети повторяют в течение дня несколько раз, как на занятиях, так и в повседневной жизни. Постепенно ребята усваивают алгоритм общения со сверстниками.

         Для формирования гуманных отношений у детей использую различные формы, методы и приёмы: пример взрослых и других детей, создание специальной ситуации, беседы, чтение художественной литературы, заучивание пословиц, поговорок, игры и упражнения, развлечения. Чтобы работа проводилась целенаправленно и комплексно, составляю перспективное тематическое планирование (Приложение 4).

         Планируя различные формы работы, стремлюсь к тому, чтобы дети усваивали нравственные понятия, упражнялись в правильном поведении и поступках через эмоционально-познавательную деятельность. Поэтому ежемесячно планирую:

         1. Занятия по воспитанию доброты и отзывчивости ( «Поддержи друга в беде», «Волшебные слова», «Почему нельзя обижать девочек»).

         2. Этические беседы, которые провожу с малой группой детей или индивидуально, и включаю в них решение педагогических ситуаций, моделирование поведения (беседа «Как вести себя во время разговора», «Как поступают вежливые дети», «Шаловливые игры»).

         3. Занятия-тренинги, основанные на подборе специальных игр, в которых дети учатся понимать партнёра, располагать его к себе, упражняются в групповом взаимодействии («Поддержи друга в беде», «Как можно порадовать маму?»).

         4. Чтение художественной литературы с последующим обсуждением поступков героев. Моделирование ситуаций с изменением содержания произведения, включением новых героев, обстоятельств.

        5. Игры, упражнения,  психологические этюды, благодаря которым дети передают различные эмоциональные состояния с помощью вербальных и невербальных средств, познают сами себя и других людей.

         6. Практическая деятельность детей, сотрудничество со взрослыми.

         Работу по формированию гуманных межличностных отношений у детей осуществляю в тесном взаимодействии со специалистами нашего учреждения дошкольного образования. Музыкальный руководитель использует музыкотерапию в качестве коррекции эмоциональных отклонений у детей. Он старается показать ребёнку, что каждое его переживание (радость, грусть) можно и нужно выражать в вокальных и танцевальных импровизациях; предлагает им послушать музыку, которая наиболее соответствует их душевному состоянию

         Такое сотрудничество способствует реализации комплексного подхода

к ознакомлению воспитанников с алгоритмами общения, развитию психических процессов и речи, формированию нравственных качеств личности.

         Успех формирования общечеловеческих ценностей в учреждении дошкольного образования напрямую связан с личностными и профессиональными качествами педагога.  В первую очередь он  должен быть высоконравственным, культурным, творческим человеком, любить детей и  свою работу, иметь высокую психологическую, дидактическую и методическую подготовку. Педагог сам должен ориентироваться на нравственные ценности, быть хорошим примером для воспитанников.

         Воспитать культурного, доброго, отзывчивого человека можно только объединив усилия семьи и детского сада. Чтобы изучить культурный уровень родителей, родительские приоритеты, жизненные ценности, я провела анкетирование и тестирование родителей.

         Психолого-педагогическую компетентность родителей я выявила с помощью теста «Какой вы родитель?» (приложение 4), а анкетирование помогло подвести итоги работы за год. Взаимоотношения с родителями строила на понимании и осознании необходимости целенаправленного взаимодействия на ребёнка. Для этого использовала нетрадиционные коллективные формы работы с семьёй: «Встреча за круглым столом», «Семейный вечер», «Праздник семьи».

         В доверительной обстановке прошёл семейный вечер «Тепло родного очага». К нему готовились и дети, и взрослые. Дети подготовили стихи «Моя родня», сценку «Какой хороший вечер», спели частушки. Родители прочитали стихотворение «Семь Я». Затем все вместе составили правила поведения в семье, поиграли в игру «Распределение обязанностей в семье». В конце вечера открыли «Ларец народной мудрости» - вспомнили пословицы о семье.

         Такие совместные встречи нравятся как родителям, так и детям. Они сближают, способствуют установлению доверительных отношений между родителями, детьми и педагогами.

         При проведении консультации «Воспитание гуманных чувств у детей дошкольного возраста» я старалась убедить родителей в том, что их ребёнок должен ежедневно видеть и постигать «азбуку доброты» в семье и ближайшем окружении. Были предложены вниманию «10 заповедей родительства». Памятка «Магическое «можно» и «нельзя» помогла понять родителям, как надо вести себя с возбудимым ребёнком.

         На третьем - заключительном этапе -  был обобщён опыт работы в соответствии с требованиями учебной программы дошкольного образования.

Именно, благодаря правильному оформлению  и использованию развивающей предметно-пространственной среды, я смогла создать в группе естественную комфортную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровым материалом, что благоприятно сказалось на формировании гуманных межличностных отношений в группе.

         У большинства детей сформированы представления о правилах поведения и культурного общения с другими людьми, о соотношении поступка и реакции окружающего на него. Развито умение проявлять отзывчивость и содействовать переживаниям сверстников, взрослых, доброжелательно обращаться с просьбой, сдерживать себя и выражать свои чувства в приемлемой форме, подчиняться правилам и нормам, использовать способы общения, принятые в обществе (Приложение 6).

         Используя в своей работе развивающую предметно-пространственную среду, я добилась желаемого результата и считаю, что описанные выше формы и методы формирования гуманных взаимоотношений у детей: содействуют развитию нравственных качеств и привычек поведения ребёнка, повышают социальную зрелость, способствуют его личному становлению;

позволяют улучшить эмоциональный фон и психологический микроклимат в группе, культуру межличностного взаимодействия детей;  повышают уровень позитивных детско-родительских отношений взаимопонимания между детьми, родителями и педагогами; являются целесообразными, эффективными и приемлемыми в педагогической практике другими воспитателями.

         На основании проведённой работы можно сделать выводы: формирование гуманных межличностных отношений у детей эффективно в случае целенаправленной и систематической деятельности воспитателя. Для неё необходимо выделять время, как в режиме дня, так и в структуре занятий. Оптимальным вариантом организации данной деятельности будет сотрудничество со всеми специалистами учреждения дошкольного образования, а также с законными представителями ребёнка. 

         Мой обобщённый опыт работы с детьми в условиях детского сада подтверждает возможность формирования гуманных межличностных отношений у детей дошкольного возраста при специально созданных организационно-педагогических условиях. Ими являются: профессиональная компетентность воспитателя; грамотно организованная предметно-пространственная среда; владение эффективными методами и приёмами; активная позиция педагога в сотрудничестве с родителями, вовлечение их в образовательный процесс.

         Считаю, что наработанный материал можно применять в работе с детьми и использовать все возможности развивающей предметно-пространственной среды для формирования гуманных межличностных отношений в группе.

                              Список использованной литературы

         1. Образовательные стандарты дошкольного образования. Минск: Нац. Ин-т образования,2012.

         2. Учебная программа дошкольного образования. Минск: Нац.Ин-т образования, 2012.

         3. Старжинская, Н.С. Развитие речи и общения у детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования/ Н.С.Старжинская, Д.Н.Дубинина. Минск: Адукацыя 1 выхаванне, 2012.

         4.

1      

                             ТЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

                            «КАКОЙ ВЫ РОДИТЕЛЬ»

         Уважаемые родители, отметьте, пожалуйста, фразы, которые вы часто повторяете в общении с детьми.                                                                             Приложение

         1. Сколько раз тебе повторять?

         2. Посоветуй мне, пожалуйста.

         3. Не знаю, что бы я без тебя делала?

         4. В кого ты такой уродился?

         5. Какие у тебя замечательные друзья!

         6. Ну на кого ты похож(а)?

         7. А я в твоё время…

         8. Ты моя опора и помощник(ца)

         9. Ну что за друзья у тебя?

         10. О чём ты только думаешь?

         11. Какая ты у меня умница!

         12. А ты как считаешь?

         13. У всех дети, как дети, а ты…

         14. Какой ты у меня сообразительный(ая)!

Оценка результатов:

- за каждую отмеченную фразу под №1,4,6,7,9,10 начислить 2 балла.

- за №3,5,8,11,12,14 – 1 балл

- за №2,13 – баллы не начисляются

Ключ к тесту:

- 7-8 баллов – вы живёте с ребёнком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.

- 9-10 баллов – вы не последовательны в общении с ребёнком, он уважает вас, хотя не всегда с вами откровенен. Его развитие подвергается влиянию случайных обстоятельств

- 11-12 баллов – вам необходимо быть внимательным к ребёнку. Вы пользуетесь у него авторитетом, но его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Стоит задуматься

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.