Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 86 человек

Формирование исследовательских компетенций у учащихся при изучении химии, навыков эксперимента, наблюдения, выдвижения гипотез, анализа информации

Дата: 6 апреля в 14:05, Обновлено 10 апреля в 13:48

Формирование исследовательских компетенций у учащихся при изучении химии, навыков эксперимента, наблюдения, выдвижения гипотез, анализа информации.

Исходя из главной цели образования - воспитание творческой лично­сти учащегося, способной к саморазвитию и самоусовершенствованию, в ка­честве приоритетного подхода в обучении выбирают поисковый и исследо­вательский.

Содержание учебного материала и технологии его подачи должны пе­реместить центр тяжести в учебном процессе на приобретение познава­тельной и творческой деятельности в химии как науке и сфере её практиче­ского применения [1].

Как показал опыт работы, обучению учащихся методам научного ис­следования могут способствовать уроки-исследования. На таких уроках ставятся две цели: обучение предмету (дидактическая) и обучение исследо­вательской деятельности (педагогическая). Освоение учащимися исследова­тельских навыков должно проходить поэтапно, с постепенным увеличением степени самостоятельности в исследовательской учебной деятельности. По объёму осваиваемой методики научного исследования выделяют: 1) уроки с элементами исследования; 2) уроки - исследования.

На уроках первого типа учащиеся отрабатывают отдельные учебные приёмы, составляющие исследовательскую деятельность; на уроках второго типа они овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания. По уровню самостоятельности учащихся, проявляемой в исследовательской деятельности, уроки-исследования могут соответство­вать начальному, продвинутому или высшему уровню.

В структуре урока- исследования выделяют несколько этапов:

  1. актуализация знаний;
  2. мотивация;
  3. создание проблемной ситуации;
  4. постановка проблемы исследования;
  5. определение темы исследования;
  6. формулировка цели исследования;
  7. выдвижение гипотезы;
  8. интерпретация полученных результатов;
  9. вывод по результатам исследования;
  10.  применение новых знаний в учебной деятельности;
  11.  домашнее задание;
  12.  рефлексия.

Исследовательская деятельность учащихся на уроке начинается с нако­пления информации. После этого следуют постановки проблемы (под про­блемой понимается теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования) и выбор темы исследования - определение аспек­та рассматриваемой проблемы. Затем необходимо определить цель исследо­вания, сформулировать ответ на вопрос: что нужно сделать для решения по­ставленной проблемы? Следующая ступень – выдвижение гипотезы – мыс­ленное представление основной идеи, к которой может привести исследова­ние, предположение о его результатах. Проверка гипотезы заключается в оп­ределённых действиях по разработанному алгоритму. Полученные в резуль­тате этих действий данные учащиеся должны интерпретировать. В заключе­ние необходимы оценка, оформление результатов работы и вывод.

Нужны ли современным ребятам навыки исследования? На мой взгляд, ответом на этот вопрос могут стать слова лауреата Нобелевской пре­мии Ж. И. Алфёрова: «Для всякой уважающей себя страны есть... три приви­легированные статьи. На первое место я ставлю здравоохранение, потому что, прежде всего человек должен быть физически здоров. На второе место –  образование, потому что необразованному человеку не то что в двадцать первом веке, но и в прошлом веке делать было нечего. И на третье место я поставлю науку, потому что именно наука определяет будущее человечест­ва».

Основными учебными приёмами, составляющие исследовательскую деятельность учащихся являются:

  1. Выведение основной проблемы в предложенной ситуации.
  2. Определение темы и цели исследования.
  3. Формирование   и отбор гипотез.
  4. Планирование    эксперимента для проверки гипотез.
  5. Анализ планируемых опытов, выбор наиболее подходящих из них.
  6. Планирование результата.
  7. Проведение эксперимента.
  8. Установление связей полученных данных с постановленной пробле­мой, изучение данных.
  9. Систематизация фактов.
  10.  Интерпретация данных.
  11.  Формулирование определений и выводов на основе теоретических и фактических исследований.
  12.  Решение задач в новой ситуации.

Какова же ценность и мотивация учителя?

Если учитель хочет воспитывать своих учеников творческими, само­стоятельно думающими личностями, он должен давать им возможность де­лать выбор, допускать ошибки, иметь разные мнения [2].

Главная ценность урока-исследования заключается в том, что ученик в индивидуальном и коллективном поиске приходит к «построению или от­крытию знаний». Кроме того, он имеет возможность выбирать пути исследо­вания, средства достижения цели, аргументировано защищать собственную точку зрения, учиться быть терпимыми к мнению других, ибо главный прин­цип на уроке нет ничего правильного или неправильного, существуют только различные точки зрения [3].

Одна из задач, которую ставит перед современными учебными заведе­ниями общество – это воспитание активной личности, способной к непре­рывному самообразованию. Решение данной задачи в значительной мере оп­ределяется организацией продуктивной деятельности учащихся, в том числе исследовательской. В связи с этим необходимо осуществить отбор предметного содержания учебных дисциплин, который позволил бы реализо­вать исследовательский подход к обучению. Рассматривая данную проблему в контексте методики преподавания химии, нельзя не отметить широкие воз­можности научного химического эксперимента как средства обновления и насыщения содержания этой учебной дисциплины.

Важнейшей задачей учителя является поиск наиболее эффективных приёмов и способов организации химического эксперимента. В связи с этим рассмотрим методику вариативной организации учебно-исследовательской деятельности учащихся (УИДУ).

Как уже отмечалось ранее, УИДУ является эффективным средством формирования умений и навыков самообразования учащихся. Практика по­казывает, что зачастую учителя предлагают принять участие в исследова­тельской работе ребятам, которые не в состоянии проявлять самостоя­тельность в формулировке проблемы, постановке цели исследования, вы­движении гипотез, поиске и обосновании способа решении проблемы. Сло­жившаяся ситуация напоминает способ обучению плаванию, когда ребёнка бросают в воду – авось, сам выплывет. Однако, как и в любом деле, подго­товка к участию в самостоятельной исследовательской работе является дли­тельной и планомерной. Процесс поэтапного формирования методологиче­ских знаний, исследовательских умений и личностных исследовательских качеств учащихся осуществляется через постепенное применение технологий «образец исследования» - «обучение исследованию» - «вовлечение в иссле­дование» - «самостоятельное исследование». На начальном этапе подготовки к УИДУ реализуется технология «образец исследования», которая может быть использована учителем при проведении демонстрационного экспери­мента, при рассказе о каком-либо научном открытии в химии, при чтении вводных лекций в ходе занятий кружка «Юный исследователь»

Когда учащиеся ознакомлены со структурой и сущностью учебно­исследовательской деятельности, у учителя появляются возможности для их дальнейшего «обучению исследованию».

Учащимся предлагается по готовой схеме или методике, строго рег­ламентирующей основные этапы выполнения работы, осуществить исследо­вание (например, при проведении лабораторной работы или анализе инфор­мации в статье). На этом этапе средством, регламентирующим порядок вы­полнения работы, является обучающая инструкция.

Научно-исследовательская деятельность характеризуется проявлением субъективного отношения к изученным фактам и способам их объяснения, самостоятельным поискам противоречий, проблем, выявление парадоксов, в учебном процессе и внешкольной деятельности[4].

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.