Новости проекта
Хаю-хай, с вами Schools.by!
Система перешла на новый 2018/2019 учебный год
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 83 человека

инновационные технологии

Дата: 4 сентября 2015 в 17:03

 

Организация работы руководителя физического воспитания

по реализации  инновационных технологий  белорусских авторов

 

Одной из главных черт обновления национального дошкольного образования в Беларуси является создание инновационных педагогических технологий белорусскими учёными. За последние годы дошкольное образование республики пополнились защищёнными в науке и апробированными на практике инновационными педагогическими технологиями.

Обеспечить качество образовательного процесса по физической культуре помогают технологии:

Ларисы Дмитриевны Глазыриной «Повышение физической подготовленности детей при одновременном развитии их умственных способностей»

      Валентины Николаевны Шебеко «Формирование творческой активности ребёнка  средствами физической культуры»

Согласно инновационным позициям, присущим технологиям белорусских авторов, за воспитанником сохраняется право на здоровье, допущение и исправление ошибок, выбор деятельности, свободу и самовыражение.

Главные черты инновационных технологий белорусских ученых, это:

приобщение дошкольников к культуре своего общества, менталитета белорусского народа, двойная адресованность (на ребенка и взрослого). Ребенок и взрослый рассматриваются как единый участник педагогического процесса.

Например, идея «мягкого» управления процессом обучения в технологии Ларисы Дмитриевны Глазыриной  непосредственно связана с идущими в обществе, а точнее в его социокультурных сферах, процессами демократизации и гуманизации. Содержание технологии  опирается на основополагающие принципы, разработанные автором:

- принцип синкретивности (от греч. synkretismos – соединение, объединение).В процессе физического образования и воспитания дошкольника необходимо создать такие условия, в которых его физическое и духовные возможности раскроются во всей полноте.

- принцип фасцинации (от анг. facination – очарованье)Важным фактором в физическом совершенствовании дошкольников является развитие у них интереса к процессу движений и двигательных действий. Ребенка нужно очаровать предметам. Очаровать окружающей действительностью. Дети должны очаровываться друг другом.

- принцип «подсознательной ферментации» (или размышления) ориентирован на организацию труда самого руководителя по физическому воспитанию. Это последовательный поиск собственных путей, обдумывание возможностей, а также почти автоматическое принятие именно таких решений, которые будут вести к успеху в организации двигательной деятельности ребенка дошкольного возраста и тем самым к обогащению личного опыта педагога.

Каждый педагог при использовании средств физической культуры для формирования и становления личности ребенка должен ориентироваться на гуманистический подход к оздоровлению детей с учетом современных условий, в которых живет ребенок; возрастных, индивидуальных, физических и психических особенностей детей; широкого и умелого применения новых нестандартных форм и решений.

Этому как нельзя лучше помогает технология Ларисы Дмитриевны  Глазыриной, которая  ориентирует на то, чтобы вырастить ребенка человеком ответственным за свои поступки перед Родиной, природой, окружающими его людьми. В педагогическом осмыслении выдвинутая технологией идея имеет особый профессиональный смысл, основывающийся на реальности взаимодействия взрослого и ребенка.

В организации умственного и физического воспитания Лариса Дмитриевна  Глазырина выделяет три составляющие:

обязательное обучение в форме специально организованного занятия; совместная свободная деятельность взрослого и ребенка;

совместная свободная деятельность самих детей.

В каждом из этих трех составляющих задачи умственного и физического воспитания взаимообусловлены.

Физические упражнения Лариса Дмитриевна Глазырина рассматривает не только как средство формирования двигательных умений, но и средство получения и закрепления информации об окружающем мире и самом себе, осознание себя как части природы, общества как личности.

В каждом моем занятии, проведенном по ее технологии, присутствует сюрпризный момент, моменты экспромта, необычное использование разнообразных предметов окружающей среды. Все это позволяет мне в естественных природных условиях формировать разнообразные движения, учить с любовью относиться к окружающему миру, осуществлять индивидуальный подход. На занятиях, по мнению Глазыриной важен голос педагога, который должен быть не командным, а естественным, помогающим создать комфортное состояние души, тела и разума.

Сочетание традиционного и инновационного развивает у детей повышенный интерес и желание заниматься физкультурой, стимулирует их двигательное творчество, улучшает эмоциональное состояние. 

 По-новому развивает  свою  педагогическую технологию развития творчества дошкольников средствами физической культуры (автор   Валентина Николаевна Шебеко).

Цель технологии – воспитание, развития личности ребенка

Целевые ориентации технологии:

Дидактические: формирование у детей осознанного отношения к двигательным действиям; обучение различным способом выполнения двигательных действий в условиях их творческого преобразования.

Развивающие: развитие творческого воображения,  мышления, восприятия, психофизических качеств дошкольника

Воспитательные: воспитание потребности в ежедневных физических упражнениях, умения рационально их использовать, самовоспитание личности

Данная технология  уходит от традиционных приемов физкультуры к творчеству в двигательной деятельности детей.

Технология этого автора позволяет мне как специалисту по физическому воспитанию стать в активную позицию самостоятельного поиска, дискуссии, выработать собственный подход к проведению физических занятий, овладеть самооценкой своего профессионального мастерства, постоянно его совершенствуя.

         На экспериментировании со способами выполнения движений построена технология  Валентины Николаевны  Шебеко.

         Систематизация физических упражнений находит отражение в действующей  учебной программе дошкольного образования в разделе физическая культура.  В дошкольном возрасте ребенок должен научиться выполнять ходьбу разными способами, бег, прыжки и т.д. Важно научить ребенка двигаться естественно и непринужденно, понимать особенности каждого вида движения, выбирать наиболее эффективный способ реализации двигательного поведения. Физические упражнения сначала выступают как предмет подражания исходного материала для построения новых, более сложных двигательных действий.

         Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх. Они являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движениях, необходимость найти новое решение двигательной задачи. Например: «Малыши взмахивают руками, «как птички»; прыгают, «как воробышки»; кружатся, «как листочки».

Творческая инициатива проявляется у детей при составлении комбинаций физических упражнений в подвижных играх, придумывании подвижных игр по материалам литературных произведений.

         Условно можно выделить несколько типов подвижных игр, которые способствуют развитию творчества дошкольников.

         Так, творческий характер присущ игре «Ловишки». Убегая, догоняя, увертываясь, дети максимально мобилизуют свои физические силы, при  этом самостоятельно выбирают способы, обеспечивающие результативность игровых действий.

         К индивидуальному или коллективному творчеству побуждают игры, требующие придумывания движений или мгновенного прекращения движений по игровому сигналу («Стоп», «Замри», «Море волнуется» и др.) В этих играх особое внимание уделяется выразительности придуманных действий.

Творческий процесс базируется на использовании ребенком известных способов выполнения двигательных действий в различных ситуациях, а также приобретение умений самостоятельно создавать новые движения (решение проблемно-двигательных задач и ситуаций). В технологии проблемно-двигательные ситуации и задачи направлены на создание ребенка новых способов двигательных действий.

К двигательной творческой экспрессии автор относит двигательные инсценировки - разыгрывание темы или сюжета без предварительной подготовки. Они строятся на простых жизненных ситуациях, сюжетах народных сказок, детских литературных произведений и вызывают живой интерес у детей. Благодаря этим особенностям создается своеобразная игровая ситуация, побуждающая детей к творчеству.

На занятиях двигательный замысел реализуется спонтанно, без специальной подготовленности, процесс деятельности является одновременно и результатом. Назначение таких занятий заключается в том, чтобы вызвать у ребенка соответствующий эмоциональный отклик, помочь «войти» в воображаемую ситуацию, увидеть и понять образ другого, вести двигательный диалог через язык жестов, мимики, поз.

Каждое занятие проходит в сказочной, волшебной атмосфере, которая позволяет зажечь восторгом глаза наших воспитанников. В настоящее время использую эту технологию для организации активного отдыха детей для проведения интересных развлечений, досугов, дней здоровья, спортивных праздников.

В своей работе с детьми делаю направленность не на достижение спортивных результатов и точной техники выполнения движений, а на развитие творческого воображения ребенка.

 

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.