Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Новая функция "Пропуски"
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 78 человек

КАК ПОДГОТОВИТЬ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК

Дата: 18 сентября 2017 в 12:07

КАК ПОДГОТОВИТЬ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК

Урок - главная составная часть учебного процесса.

I. Первое, с чего надо качать подготовку к уроку:

  • четко определить и сформулировать для себя его тему;
  • определить место темы в учебном курсе;
  • определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;
  • и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала урока, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок сквозь призму перспективы своей деятельности.

ІІ. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

ІІІ. Спланировать учебный материал урока.

Для этого надо:

Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

Подобрать учебные издания, целью которых является:

  • узнавание нового материала;
  • воспроизведение;
  • применение знаний в знакомой ситуации;
  • применение знаний в незнакомой ситуации;
  • творческий подход к знаниям.

Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". Составить три набора заданий:

  • задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
  • задания, способствующие осмыслению материала учеником;
  • задания, способствующие закреплению материала учеником.

IV. Продумать "изюминку" урока.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и пр.

V. Сгруппировать отобранный учебный материал. Для этого подумать, какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

Главное при группировке материала - умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

VI. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:

  • что контролировать;
  • как контролировать;
  • как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать учащимся подлинный интерес учителя к их работе.

VІI. Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, технических средств обучения. Проверить, все ли работает. Продумать вид классной доски так, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

VІIІ. Продумать задания на дом: его содержательную часть, а также рекомендации по его выполнению.

ІХ. Подготовленный таким образов урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока? Конспект должен содержать три основные части:

  • формальную;
  • содержательную;
  • аналитическую.

Этапы урока

  1. Организационный этап
  2. Этап проверки домашнего задания
  3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе
  4. Этап усвоения новых знаний
  5. Этап первичной проверки понимания изученного
  6. Этап закрепления новых знаний
  7. Этап применения знаний
  8. Этап обобщения и систематизации знаний учащихся
  9. Этап контроля и самоконтроля знаний
  10. Этап коррекции знаний
  11. Этап информации домашнего задания
  12. Этап подведения итогов
  13. Этап рефлексии (Журнал «Завуч начальной школы», №6, 2002)

Все 13 этапов должны быть на комбинированном уроке. Количество этапов может изменяться в зависимости от типа урока (некоторых этапов может и не быть или два этапа могут объединяться в один).

Примерные цели урока

Обучающие

  • Проследить, как автор трактует в своём рассказе...
  • Проанализировать особенность...
  • Формировать представление о личности поэта (писателя), обратить внимание на неповторимость творческого пути...
  • Обобщить и систематизировать знания, полученные по данной теме.
  • Закрепить умения и навыки...
  • Расширить представления учащихся о...
  • Проверить сформированность качества знаний: глубина, оперативность мышления, способность к самоанализу, рефлексии.
  • Создать на уроке условия для самоопределения каждого учащегося, для проявления ими своей индивидуальности, эмоционального восприятия материала урока, умения целостно и основательно представить своей исследовательской, творческой работы по предложенной теме.
  • Отработать умения решать ... в ходе деловой игры, соперничества...
  • Активизировать познавательную деятельность учащихся ..., посредством выбора своей точки зрения...
  • Осмыслить глубокое философское содержание произведение, определить его идейную направленность.
  • Ввести понятие ... и познакомить уч-ся с его особенностями.
  • Исследовать..., организовать осмысленное восприятие...

Развивающие

  • Создавать условия для приобщения уч-ся к серьёзному и вдумчивому чтению (рассказа, повести)...
  • Создавать условия для развития логического, творческого мышления уч-ся через использование обобщающих приёмов интеллектуальной деятельности, содействовать обогащению эмоциональной сферы уч-ся, развитию способностей и речевой культуры в целом.
  • Содействовать формированию умений применять приёмы сравнения, обобщения, переноса знаний в новую ситуацию, развитию наглядно-образного мышления, речи, внимания, памяти.
  • Содействовать развитию у учащихся умений на основе анализа учебного материала делать выводы.
  • Стимулировать у каждого школьника желание проявить инициативу и творчество.
  • Создать ситуацию, способствующую развитию интеллектуальных, моральных качеств, организационных способностей каждого ученика.
  • Создать условия для развития умений ведения диалога, выразительного чтения прозы и лирики.
  • Создавать условия для развития творческой активности, самостоятельности высказываний своего мнения, стимулировать читательскую деятельность школьников, содействовать формированию культуры коллективной и индивидуальной деятельности.
  • Создавать условия для развития самостоятельности в оценке того, что уч-ся услышат, узнают; создать в процессе беседы условия для обмена мыслями.
  • Создавать условия для развития познавательного интереса к предмету через учебную деятельность.
  • Содействовать формированию лингвистического мышления.
  • Создавать условия для развития умения анализировать...
  • Создавать условия для развития навыков анализа, сравнения; формировать умения обобщать, систематизировать...
  • Содействовать развитию умений аргументировать, мотивировать, доказывать, используя материал текста; характеризовать образы, определять тип выразительных средств.
  • Содействовать формированию самостоятельности, свободы, сотрудничества, доверия и ответственности за свою деятельность.
  • Создавать условия для развития исследовательских способностей личности с помощью дифференцированных и индивидуальных заданий, для развития умений самостоятельной постановки и решения проблемы в ходе дидактической игры.
  • Содействовать развитию творческого подхода к решению учебных задач; развитию умений и навыков по сбору, обработке и представлению информации; формировать способности личности к саморазвитию и самоконтролю.

Воспитательные

  • Создавать условия для воспитания у учащихся чувства гуманности и воспитание нравственности.
  • Содействовать воспитанию в каждом школьнике глубоко гуманистического и демократического мировоззрения, самостоятельного мышления, собственного самоуважения и умения уважать других.
  • Воспитывать бережное отношение к природе…
  • Создавать ситуацию сопереживания, сочувствия, появления доброты, милосердия и уважения.
  • Воспитывать чувство уважения к автору, любовь к поэзии...
  • Содействовать воспитанию интереса к предмету...
  • Воспитывать у уч-ся трудолюбие, настойчивость, самостоятельность, ответственность, чувство уважения к науке.
  • Содействовать развитию духовных сил, сориентировать на моральные качества человека, показать его благородство.
  • Содействовать воспитанию у учащихся вежливости, необходимости владения речевым этикетом.
  • Средствами художественного слова воспитывать нравственные качества ребёнка.
  • Воспитывать у школьников активную жизненную позицию, уверенность в себе.
  • Воспитывать интерес к школе, уважение к профессии учителя.
  • Формировать уважение к оппонентам в ходе дидактической игры, аргументировано оценивать выступающего.
  • Создавать условия для раскрытия творческого потенциала учащихся.
  • Воспитывать устойчивый интерес к урокам, ведению здорового образа жизни.
  • Вырабатывать терпение и умение преодолевать трудности в работе.

Самоанализ урока

         В условиях оптимизации учебного процесса оценку урока надо начинать не с проверки факта выполнения урока во всех деталях, а с обоснования учителем оптимальности выбранного им плана урока Учителю необходимо задать вопросы:

  • какие задачи вы поставили перед уроком;
  • какие задачи считали особо важными;
  • как при этом учли особенности класса, место урока среди других уроков изучаемой темы;
  • почему избрали такие методы, формы и средства обучения;
  • как учли особенности слабоуспевающих и наиболее подготовленных учеников;
  • как обеспечили предупреждение перегрузки учеников домашней работой;
  • как сами оцениваете результаты решения основных задач урока.

Отвечая на эти вопросы, учитель производит самоанализ проведенного урока, осуществляет самооценку достигнутых результатов образовательного, воспитательного и развивающего характера. После этого проверяющий дает обобщенную оценку соответствия урока принципам оптимальной организации обучения.

Информация, обеспечивающая контроль за качеством преподавания

учебной деятельности учащихся:

  • работа учителя по подготовке и проведению урока (тематическое и поурочное планирование, подбор учебно-методических пособий, дидактических материалов...);
  • определение учителем образовательных, воспитательных и развивающих целей урока, их актуализация,
  • мобилизующее начало урока, постановка целей, разъяснение учащимся порядка и  условий работы;
  • научная содержательность урока, основательность усвоения учащимися трудных вопросов;
  • реализация на уроке дидактических принципов обучения;
  • соответствие избранных учителем методов преподавания целям урока, содержанию изучаемого материала, уровню подготовленности учащихся данного класса (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, исследовательский и другие методы);
  • органическое сочетание на уроке обучения, воспитания и умственного развития учащихся;
  • активизация мыслительной деятельности учащихся, вовлечение их в творческий процесс учебной деятельности, осознанное усвоение учащимися материала урока;
  • формирование у школьников познавательных интересов и потребности в знаниях;
  • знание учителем каждого ученика и использование этих знаний для формирования познавательных интересов и творческих способностей учащихся;
  • практическая направленность урока, связь обучения с жизнью, краеведческое содержание урока;
  • межпредметные связи в процессе обучения;
  • формы организации процесса обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная);
  • использование ТСО и наглядных пособий;
  • правильность отбора тренировочных упражнений и практических задач, необходимых для выработки умений и навыков;
  • установление обратных связей в ходе урока;
  • формирование у школьников умений и навыков самостоятельного учебного труда стимулирование самостоятельной работы учащихся, умение анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы;
  • мировоззренческие выводы и обобщение, к которым подведены учащиеся;
  • соблюдение на уроке единых требований, предъявляемых к культуре речи и письма учащихся;
  • элементы научной организации труда учащихся и учителя на уроке;
  • методика организации домашнего задания (объёмы, характер, дифференциация, современность);
  • повторение ранее изученного, закрепление нового материала;
  • рациональное использование возможностей и преимуществ кабинетной системы обучения;
  • дифференциация процесса обучения, осуществление индивидуального подхода;
  • практическое решение на уроке общешкольной методической темы;
  • оценка знаний, умений и навыков учащихся;
  • плотность урока, экономия времени;
  • соблюдение на уроке правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований.

Обязательные правила доступного обучения

  • Не забывайте наставления Я.А.Коменского: все подлежащее изучению должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предполагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте.
  • Помните также, что ум ученика должен быть подготовлен к изучению определённого предмета.
  • Обучая, исходите из уровня подготовленности и развития учеников, опираясь на их возможности. Изучайте и учитывайте жизненный опыт детей, их интересы, особенности развития.
  • Учитывайте возрастные особенности детей так, чтобы содержания и способы обучения несколько опережали их развитие.
  • Обязательно принимайте во внимание особенности обучения разных групп школьников, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковыми возможностями.
  • Учебный процесс ведите в оптимальном темпе, но так, чтобы не задерживать сильных и развивать быстроту действия у средних и слабых.
  • Обучение требует известной напряжённости. Когда она отсутствует, дети отвыкают работать в полную силу. Темпы обучения, установленные самими учениками, как правило, ниже возможных и посильных для них. В соответствии с конкретными условиями устанавливайте оптимальные темпы, при необходимости изменяйте их.
  • Используйте новейшие достижения педагогики и психологии: конкретные знания, умения формируйте с помощью маленьких шагов, обобщение – с помощью увеличенных шагов, укрупнённых единиц знаний.
  • Широко пользуйтесь аналогией, сравнением, сопоставлением, противопоставлением.
  • При изучении нового и сложного материала привлекайте сильных учеников, а при закреплении – средних и слабых.
  • Введение каждого нового понятия должно не только логически вытекать из поставленной познавательной задачи, но быть подготовлено всем предшествующим ходом обучения.
  • Торопись медленно! Не форсируйте без нужды процесс обучения, не стремитесь к быстрому успеху: педагогические возможности снижения барьера доступности не безграничны.
  • Не принимайте мимолётный проблеск мысли ученика за свершившийся акт познания, используйте его, как начало познания.
  • Доступность зависит от ясности изложения и речи учителя: чётко и однозначно формулируйте понятия, избегайте монотонности, обучайте образно, приводя яркие факты, примеры из жизни, литературы.
  • Не увеличивайте длительность монологов: тонко чувствуйте, что необходимо объяснить, а что дети сообразят самостоятельно, не объясняйте того, что может быть легко усвоено ими самими.
  • На первом этапе обучения используйте не весь объём знаний, а лишь основное, чтобы школьники основательно усвоили главное, затем, при закреплении, вводите новые примеры, факты, уточняющие изученное.
  • Управляйте познавательной деятельностью учеников: плохой учитель сообщает истину, оставляя её недоступной для понимания, хороший – учит её находить, делая доступным процесс нахождения.
  • Доступность не означает лёгкость обучения, и функция учителя состоит вовсе не в том, чтобы бесконечно облегчать труд учеников: помочь, направить, раскрыть непонятное через понятное, дать кончик нити для самостоятельного анализа, ободрить – это и есть будни доступного обучения.
  • Доступность связана с работоспособностью: развивая и тренируя работоспособность, приучайте школьников осуществлять все более длительную и интенсивную мыслительную деятельность. Повышая работоспособность – снижаем барьер доступности обучения.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.