Новости проекта
Система перешла на новый 2018/2019 учебный год
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Большая конференция "Родительское собрание"
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 84 человека

Классному руководителю

Дата: 6 марта в 12:41, Обновлено 6 марта в 12:45

Материалы для организации работы

классного руководителя

Советы классному руководителю по проведению собрания

  • Перед началом собрания лучше "оставить за дверью" плохое настроение.
  • Отведите на проведение родительского собрания не более 1,5 часов.
  • Самый приятный звук для человека - его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей.
  • Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить.
  • Не забудьте "золотое правило" педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.
  • Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.
  • Поблагодарите всех, кто нашел время прийти (особенно отцов).
  • Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться.
  • В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей.
  • Доведите до родителей мысль, что "плохой ученик" не означает "плохой человек".
  • Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.

Не стоит

  • Осуждать присутствующих родителей за неявку отсутствующих.
  • Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов.
  • Давать негативную оценку всему классу.
  • Переоценивать значение отдельных предметов.
  • Избирать для общения назидательный тон.

Осмысление итогов родительского собрания Подведение итогов собрания начинается на самом собрании - необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о подготовке к следующему собранию. Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для фиксирования их оценок и пожеланий. Все это впоследствии станет предметом размышлений для классного руководителя. Предметом анализа должны также стать:

  • явка родителей, причины отсутствия;
  • персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу;
  • вопросы родителей в ходе собрания, их участие в обсуждении вопросов.

Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации школы и коллег-педагогов.

Тематика родительских собраний Начальная школа

  • Психологические и физиологические особенности учащихся младшего школьного возраста.
  • Режим дня и его влияние на качество обучения.
  • Мир глазами первоклассника. Особенности восприятия у ученика первого класса.
  • Роль чтения на начальном этапе обучения. Чтение как источник знаний и одна из основ формирования личности.
  • Роль игры в расширении кругозора ребенка.
  • Воспитание трудолюбия. Распределение обязанностей в семье.
  • Дети и деньги. Семейный бюджет и ребенок.
  • Шалость и хулиганство - есть ли различия?
  • Роль семьи в формировании личности ребенка.

Средняя школа

  • Адаптация учащихся к условиям обучения в средней школе: проблемы и задачи.
  • Индивидуальные трудности школьников в обучении и пути их преодоления.
  • Когда легко учиться?
  • Способный ребенок - не дар природы. Неспособных детей нет.
  • Роль семьи в воспитании культуры поведения ребенка.
  • Психологические особенности подросткового периода. Роль семьи в формировании чувства взрослости и стремлении к самостоятельности.
  • Видеть и понимать. Сочувствие, сопереживание и помощь ребенку - гарантия мира, спокойствия и благополучия в семье.
  • Особенности межличностных отношений подростков.
  • Психологический стресс и подросток.
  • Помощь родителей в формировании и развитии волевых качеств.
  • Трудности роста и их влияние на отношения между родителями и подростками.
  • Воспитание детей и "ножницы времени".
  • Роль семьи и школы в выборе учащимися пути дальнейшего образования.

Старшая школа

  • Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении подростков.
  • Особенности старшего школьного возраста. Роль родителей в формировании ценностных ориентаций.
  • Трудности личностного роста и их влияние на обучение в школе.
  • Взаимодействие классного руководителя и родителей в формировании классного коллектива.
  • Профессиональные намерения и возможности учащихся класса.

В помощь классному руководителю

  1. Документация классного руководителя
  • План-сетка
  • План работы по разделам
  • Содержание тетради классного руководителя
    1. Приемы и методы изучения семьи школьника
    2. Памятка классному руководителю при подготовке к посещению учащихся
    3. План беседы с родителями для получения общих сведений о семье школьника
    4. Программа беседы с родителями по изучению школьников
    5. Карточка семьи
    6. План беседы по изучению взаимоотношений в семье
    7. План беседы по изучению воспитательных возможностей семьи

ДОКУМЕНТАЦИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

План-сетка

В план-сетку в течение четверти можно постоянно вписывать возникающие дела, индивидуальную работу, посещение уроков, беседы с родителями и т. п.

В план не следует вносить учительские дела, совещания, не связанные с классным руководством.

План работы по разделам

I. Введение. Характеристика класса. Задачи. При необходимости и по возможности определение детей, которые нуждаются в индивидуальном подходе.

II. Содержание деятельности классного руководителя, направленной на решение поставленных задач:

1. Работа с учителями, преподающими в классе.

2. Работа с родителями.

3. Индивидуальная работа с учениками.

4. Классные часы и собрания.

5. Дела класса.

6. Участие в школьных делах.

III. Краткие итоги работы. Задачи на следующий год

IV. Тетрадь классного руководителя.

V. Заметки об учениках и работе с ними.

Содержание тетради классного руководителя*

  1. Список учащихся класса с телефонами, цепочка для срочного оповещения.
  2. Сведения об учащихся и их родителях.
  3. Сведения о здоровье учащихся.
  4. Сведения о занятиях учащихся во внеурочное время (факультативы, кружки, дополнительные занятия, консультации, другие школы, студии, секции, занятия с нешкольными преподавателями).
  5. Сведения о занятости учащихся во внеурочное время по дням недели на различных занятиях (сведения очень нужны при составлении графика дежурств, выборе времени для общеклассных дел и т. п.).
  6. Сведения о питании.
  7. Сведения об участии ученика в классных и школьных делах.
  8. Сведения о подготовке учащихся к общешкольным делам, требующим серьезной подготовки.
  9. Работа с родителями.
  10. Работа с педагогами, работающими в классе.
  11. Посещение уроков в своем классе.
  12. Заметки по индивидуальной работе с учащимися.
  13. Рабочие записи.

ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ ШКОЛЬНИКА

Успех совместной работы школы и родителей в немалой степени зависит от глубокого знания учителей, учеников и их семей.

Это помогает классному руководителю совместно с родителями выработать своеобразную программу воспитания каждого ученика, сделать родителей своими союзниками.

Комплекс приемов и методов:

– наблюдение за поведением и учебой детей;

– наблюдение за воспитательной, общественной деятельностью родителей;

– посещение семей;

– индивидуальные беседы с родителями;

– консультации для родителей;

– вовлечение родителей в общественную работу;

– учет сведений, полученных от родительской общественности;

– анкетирование;

ПАМЯТКА

классному руководителю при подготовке к посещению учащихся

  1. О времени посещения необходимо обязательно заранее предупредить родителей ученика (без предупреждения  возможно посещение, если ученик заболел или пропускает школу по неизвестным причинам).
  2. Перед посещением учитель должен быть готовым дать общие советы по следующим вопросам:
    • организация выполнения домашних заданий;
    • содержание рабочего места;
    • режим дня;
    • гигиена мальчика, девочки;
    • организация детского труда;
    • организация домашнего чтения, досуга.
  3. При посещении классный руководитель должен быть готов дать родителям совет, рекомендацию по оказанию помощи школьнику в исправлении тех или иных недостатков.
  4. Нельзя идти к родителям с жалобами на ребенка, следует вместе искать пути к сердцу ученика, влиять на положительные черты (а они есть у каждого), будить совесть, честь, учить думать о людях, заботиться о них и т. п.
  5.  При посещении необходимо аккуратно выяснить:
    • поведение дома, отношение к родителям и членам семьи, кого в семье больше уважает, слушает;
    • участие в домашнем труде, как содержит ребенок рабочее место, чем любит заниматься, с кем дружит, что читает, как учит уроки.

План беседы с родителями для получения общих сведений о семье школьника

1. Какой у Вас состав семьи, возраст членов семьи, степень родства?

2. Какое у Вас образование, профессия, где Вы работаете, какой у Вас режим труда?

3. Как Вы оцениваете Ваши взаимоотношения с детьми? Проявляются ли в семье Ваши взаимоотношения с детьми? Как Вы управляете поведением детей?

4. Имеется ли домашняя библиотека, много ли в ней книг для детского чтения?

5. Какие книги любит читать Ваш сын (дочь)?

6. Какие радио- и телепередачи Вы регулярно слушаете, смотрите всей семьей? Обмениваетесь ли впечатлениями?

7. Какие газеты, журналы выписываете? Что выписано специально для ребенка? Регулярно ли он читает свою газету, журнал?

8. Как Вы обычно проводите свободное время, выходные дни?

9.Охотно ли Вы посещаете школу? Помогает ли Вам общение с учителями, классными руководителями?

10.Как Вы оцениваете свои педагогические способности? Занимаетесь ли педагогическим самообразованием, что читаете по педагогической тематике?

    11. Какую Вы можете оказать помощь школе, учителю?

ПРОГРАММА БЕСЕДЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ

Родители ученика _________ Класс ______Дата беседы______

Для усиления помощи Вашему ребенку в учении и развитии просим сообщить о нем следующие сведения:

  • Охотно ли занимается домашним трудом?
  • Охотно ли учится? По каким предметам стремится улучшить свою успеваемость? Как относится к успехам и неудачам в учении?
  • Чем любит заниматься в свободное время? По каким вопросам читает дополнительную литературу?
  • Имеет ли режим дня?
  • Готовит ли свое рабочее место к занятиям? Сколько времени тратит на выполнение домашних заданий?
  • Проявляет ли настойчивость при затруднениях в выполнении домашнего задания? Может ли отказаться от интересного дела ради нужной работы в учении или по дому?
  • Хочет ли выполнять общественные поручения? Какие?
  • Любит ли читать художественную литературу, посещает ли театры, музеи, выставки? Умеет ли понять и почувствовать красоту в окружающей природе, одежде, поступках людей и т. п.?
  • Умеет ли кратко рассказать о самом главном в прочитанной книге и просмотренном фильме? Разделяет ли главное и второстепенное в поведении людей?
  • Затрудняет ли состояние здоровья учение вашего ребенка? Быстро ли утомляется при выполнении домашних заданий?
  • Как относится к вашим советам и требованиям по улучшению поведения, качества учебной работы?
  • Кто из членов семьи оказывает на него наиболее сильное влияние?
  • Как относится к требованиям учителей по улучшению поведения? В чем причина отдельных нарушений дисциплины? Насколько самокритичен в оценке своего поведения?
  • Довольны ли вы влиянием, которое оказывают на вашего ребенка товарищи в школе?
  • В чем видите главное препятствие для дальнейшего улучшения учебы, поведения вашего ребенка?

КАРТОЧКА СЕМЬИ

  1. Ф. И. учащегося ________________________________
  2. Ф. И. О. родителей ___________________________________________
  1. Количество детей в семье, их возраст, род занятий  ________________________________________________
  2. Возраст родителей:
  • Отец ___________________________________
  • Мать ___________________________________
    1. Образование родителей, специальность, место работы, должность
  • Отец  ___________________________________
  • Мать ___________________________________
    1. Увлечения родителей  _________________________________________________
    2. Педагогическая целесообразность уклада семейной жизни (благоприятная, противоречивая, неблагоприятная) __________________________________
    3. Особенности семьи, которые необходимо учесть школе при воспитании ребенка ____________________________
    4. Уровень нравственной воспитанности ребенка (школьника)______________________________________
    5. Уровень успеваемости ребенка_____________________
    6. Индивидуальные особенности ребенка ________________________________________________
    7. Замеченные недостатки в семейном воспитании ________________________________________________

ПЛАН БЕСЕДЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ

  1. Есть ли в Вашей семье лидер? Кто это?
  2. Какой характер носят взаимоотношения между членами Вашей семьи (доброжелательные, доверительные, рыцарские, командно-авторитарные, безразличные и т. д.).
  3. Налажена ли в семье взаимопомощь, действенное участие всех в делах каждого?
  4. Случаются ли в семье конфликты? Между кем? В чем Вы видите их причину?
  5. Проявляете ли Вы интерес к школьной жизни своих детей? Знаете ли Вы об их взаимоотношениях с учителями, школьными товарищами?
  6. Сколько времени каждодневно, в выходные дни Вы общаетесь с ребенком?
  7. В каких совместных делах участвуют все члены Вашей семьи?
  8. Знают ли дети о Вашей работе, какую продукцию выпускаете, где она используется?
  9. Уважительно ли относятся дети к Вашей профессии, выражают ли желание в будущем следовать Вашему пути?
  10. Как Вы проводите свой досуг? Участвуют ли в нем Ваши дети?
  11. Какие у Вас семейные увлечения?
  12. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?
  13. Какие семейные традиции поддерживаются в Вашей семье? Какое влияние оказывают они на воспитание детей?

ПЛАН БЕСЕДЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СЕМЬИ

  1. Кто в семье больше других занимается воспитанием детей?
  2. Какова степень участия других членов семьи в воспитании детей?
  3. Есть ли в семье единство требований к детям?
  4. Что мешает воспитанию детей (недостаток времени, бытовая неустроенность, слабое состояние здоровья и др.)?
  5. Оказывает ли кто-нибудь из взрослых членов семьи отрицательное влияние на ребенка? В чем оно проявляется?
  6. Какие методы воспитания считаете наиболее эффективными?
  7. Пользуетесь ли Вы авторитетом у своего ребенка, его друзей?
  8. Считаете ли Вы, что понимаете своих детей, уважительно относитесь к их интересам, творческим попыткам?
  1. Рассказывают ли Вам дети о школе, об учителях?
  2. Делятся ли с Вами дети своими планами, мечтами, просят ли у Вас совета, помощи в решении вопросов личного характера?
  3. Какие трудности Вы испытываете в воспитании сына (дочери): теряетесь перед проявлениями его характера, не умеете найти правильный выход из сложной педагогической ситуации, недостает педагогических знаний и т. д.?
  4. Доверяете ли Вы советам и рекомендациям учителей, классных руководителей; помогают ли они Вам в воспитании сына (дочери)?
  5. Как Вы повышаете свою педагогическую культуру, овладеваете навыками практической семейной педагогики?
  6. Какая помощь в воспитании ребенка Вам необходима со стороны школы?
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.