Новости проекта
Хаю-хай, с вами Schools.by!
Система перешла на новый 2018/2019 учебный год
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 83 человека

Методические рекомендации по организации в 2017/2018 учебном году образовательного процесса по учебным предметам в 3 классе

Дата: 18 сентября 2017 в 11:37

Методические рекомендации по организации в 2017/2018 учебном году образовательного процесса по учебным предметам в 3 классе

Общие направления доработки учебных программ для 3 класса:

  • Доработано в русле компетентностного подхода содержание пояснительных записок учебных программ.
  • Определены и прописаны виды (способы) деятельности учащихся, обеспечивающие освоение учебного материала.
  • Обозначены требования к результатам учебной деятельности по разделам.
  • Разработан новый практико-ориентированный перечень требований к результатам учебной деятельности «Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни», усиливающий значимость связи обучения с реальной жизнью и практикой.

Изменения в учебной программе

Рекомендации по организации образовательного процесса

Русский язык

(учреждения образования с белорусским и русским языками
обучения и воспитания)

Установлено одинаковое количество часов (87 ч) на освоение учебной программы (2,5 ч в неделю).

Новое учебное пособие
(АнтиповаМ. Б., ВерниковскаяА. В., ГрабчиковаЕ. С., ГулецкаяЕ. А.  «Русский язык» в 2 ч. для 3-го кл. – Минск: НИО, 2017) содержит объём учебного материала, который полностью соответствует количеству часов на изучение предмета.

Введенознакомство с:

  • фразеологизмами (на практическом уровне);
  • одушевленными и неодушевленными именами существительными.

Новое учебное пособие
содержит учебный материал, который полностью соответствует содержанию учебной программы.

Указаны количество и объем обучающих и контрольных письменных работ.

Количество обучающих и контрольных работ отражено в календарно-тематическом планировании для 3 класса на 2017/2018 учебный год.

Включен перечень словарных слов.

В новом учебном пособии
представлены словарные слова, предусмотренные учебной программой.

Русская литература (литературное чтение)

(учреждения образования с белорусским и русским языками

обучения и воспитания)

Определено одинаковоеколичество часов на изучение предмета в учреждениях образования с белорусским и русским языками обучения и воспитания (70 ч).

Новое учебное пособие (Воропаева В. С., КуцановаТ. С., Стремок И. М. «Литературное чтение» в 2 ч. для 3-го кл. – Минск: НИО, 2017) содержит объём учебного материала, который полностью соответствует количеству часов на изучение предмета.

Представленыразделы чтения и разработаны списки произведений для чтения и изучения в классе и для внеклассного чтения (раздел «Круг чтения»).

В раздел «Формирование навыка чтения и общеучебных умений» включен переченьобщеучебных умений, необходимых учащимся для самостоятельного успешного овладения новыми знаниями и формирования учебной и  читательской деятельности.

Конкретизированывиды чтения, которыми должны овладеть учащиеся (чтение вслух, про себя, изучающее чтение, выборочное чтение, чтение по ролям, выразительное чтение, просмотровое чтение).

Определены виды деятельности для эффективного формирования навыка чтения и общеучебных умений.

Методический аппарат нового учебного пособия содержит систему заданий, с помощью которых учащиеся овладевают общеучебными умениями: например, указана последовательность действий для решения учебной задачи (подготовка к подробному пересказу, словесному рисованию, выразительному чтению, инсценировке эпизода и др.); осваивают виды чтения.

На форзацах учебника размещены «памятки», содержащие порядок действий при овладении общеучебными умениями (например, как разделить текст на части и др.).

Учебно-методическое пособие для учителя «Литературное чтение в 3 классе» (авторы ВоропаеваВ. С., КуцановаТ. С., СтремокИ. М.) предлагает методические разработки уроков литературного чтения с описанием видов деятельности.

Календарно-тематическое планирование учебного материала для 3 класса к 2017/2018 учебному году содержит описание видов деятельности.

В разделе «Формирование читательских умений» представлен перечень читательских умений,которыми овладевают учащиеся в процессе практической работы с текстами литературных произведений.

В разделе «Литературоведческая пропедевтика»указанкруг литературоведческих представлений, которые формируются практическим путём в процессе чтения и анализа конкретных произведений (представления отражают внешние, наглядные признаки предмета познания).

Определены и прописанывиды деятельности для продуктивного формирования литературоведческих  представлений учащихся.

Учебно-методическое пособие для учителя «Литературное чтение в 3 классе» (авторы ВоропаеваВ. С., КуцановаТ. С., СтремокИ. М.) предлагает методические разработки уроков литературного чтения с описанием видов деятельности, в которые включаются учащиеся с целью овладения  литературоведческими знаниями на уровне представлений.

В раздел «Литературно-творческая деятельность учащихся» включен перечень видовлитературно-творческой деятельности для развития творческих способностей учащихся и реализации третьего компонента содержания учебного предмета.

В учебно-методическом пособии для учителя и календарно-тематическом планировании прописаны виды литературно-творческой деятельности, которые организует учитель на уроке.

Методический аппарат нового учебного пособия содержит разнообразные задания творческого характера в связи с прочитанным произведением (создание иллюстраций к литературному произведению, составление творческого пересказа с изменением лица рассказчика, инсценировка эпизодов и др.).

В разделе«Внеклассное чтение»(начальный этап)представлен список произведений и книгдля внеклассного чтения.

Произведения и книги, рекомендованные в списке для внеклассного чтения, можно найти в книжных фондах библиотек учреждений образования и районных библиотек.

Cписок произведений для внеклассного чтения, представленный в программе, является расширенным и примерным. Он носит рекомендательныйхарактер. Учитель может выбрать для внеклассного чтения те произведения, которые имеются в книжном фонде библиотеки учреждения образования и районной библиотеки.

В разделе «Основные требования к результатам учебной деятельности учащихся»отредактированы требованияк результатам учебной деятельности учащихся.

Требования к результатам учебной деятельности учащихся по литературному чтению прописаны на четырёх уровнях:

  • «Знать»;
  • «Иметь первоначальные представления»;
  • «Уметь»;
  • «Использовать приобретённые  знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».

Составлен список произведений для заучивания наизусть.

Все тексты для заучивания наизусть размещены в новом учебном пособии.

Беларуская мова

(установы адукацыі з беларускай і рускай мовамі

навучання і выхавання)

Устаноўлена аднолькавая колькасць гадзін (87 г) на вывучэнне праграмнага матэрыялуваўстановах адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання і выхавання.

Новы вучэбны дапаможнік (СвірыдзенкаВ. І.  “Беларуская мова” (у 2-х частках) для 3 класа.–Мінск: НІА, 2017)змяшчае аб’ём вучэбнага матэрыялу, які цалкам адпавядае колькасці гадзін на вывучэнне прадмета.

Пераразмеркаванне вучэбнага часу на вывучэнне вучэбнага матэрыялу адлюстравана ў каляндарна-тэматычным планаванні для3 класа на 2017/2018 навучальны год.

Тэма «Тыпы тэксту» перанесенаў IV клас.

Выключаны падзел сказаў паводле інтанацыі, разглядаюцца толькі асаблівасці клічных сказаў.

Вучэбны матэрыял удакладнены і прадстаўлены ў каляндарна-тэматычным планаванні для3 класа на 2017/2018 навучальны год.

Пераведзены з тэарэтычнага засваення на практычны ўзровень тэмы:

  • «Апорныя сказы тэксту» (выпрацоўваецца ўменне вылучаць ключавыя сказы ў тэксце);
  • «Ужыванне ў мове слоў з прыстаўкамі»;
  • «Ужыванне ў мове слоў з суфіксамі»;
  • «Разбор слоў па саставе».

Уведзены тэмы:

  • «Канчатак»;
  • «Правапіс не з дзеясловамі».

Матэрыял разглядаецца, але не выносіцца на ўзровень праверкі ведаў, уменняў, навыкаў і іх кантролю.

Разглядаюцца на практычным узроўні (для папярэджання інтэрферэнцыі) наступныя пытанні:

  • назоўнікі, род і лік якіх не супадаюць у беларускай і рускай мовах;
  • адрозненне націску ў граматычных формах дзеясловаў у рускай і беларускай мовах.

Пазначаны колькасць і аб’ём навучальных і кантрольных пісьмовых работ.

Колькасць навучальных і кантрольных работ адлюстравана ў каляндарна-тэматычным планаванні для 3 класа на 2017/2018 навучальны год.

Уключаны пералік слоўнікавых слоў.

У новым вучэбным дапаможнікупрадстаўлены слоўнікавыя словы, вызначаныя вучэбнай праграмай.

Беларуская літаратура (літаратурнае чытанне)

(установы адукацыі з беларускай і рускай мовамі

навучання і выхавання)

Пададзены пералік твораў пад рубрыкамі “Для чытання і вывучэння ў класе” і “Для пазакласнага чытання” (да кожнага тэматычнага раздзела).

Для класнага чытання выкарыстоўваецца спіс твораў з вучэбнай праграмы. Тэксты твораў змешчаны ў вучэбным дапаможніку: ЖуковічМ. В. Літаратурнае чытанне. – Мінск : НІА, 2017.

Спіс твораў для пазакласнага чытання прыводзіццаў вучэбнай праграме. Пасля двух апошніх тэматычных раздзелаў вучэбнай праграмы вучэбныя заняткі па пазакласным чытанні не праводзяцца.

Уведзены новы раздзел “Фарміраванне базавых норм грамадзянскай, духоўнай і маральнай культуры вучняў праз асэнсаванне твораў”.

Базавыя нормы фарміруюцца ў працэсе працы над літаратурнымі творамі па вучэбным дапаможніку.

Уключаны кампаненты зместу:

практыкаванні ў розных відах чытання: раўнамерна ўважлівае, вывучальнае (паглыбленае), праглядавае, азнаямляльнае, выбарачнае (раздзел “Фарміраванне навыку чытання і агульнавучэбных уменняў”).

Структураваныпа групах чытацкіх уменняўзмест раздзела “Фарміраванне чытацкіх уменняў”:

  • “Работа над загалоўкам”;
  • “Работа над мовай твора”;
  • “Работа над вобразам персанажа”;
  • “Работа над зместам і ідэяй твора”;
  • “Работа па асэнсаванні асобаснага стаўлення да твора”.

Чытацкія ўменні, прадугледжаныя праграмай, комплексна фарміруюцца ў працэсе працы над літаратурнымі творамі (да ўспрымання твора, у час успрымання і пасля ўспрымання твора).

Заменена фармулёўка “Назіраць за жанравымі асаблівасцямі мастацкіх твораў і практычна адрозніваць жанры (загадка, прыказка, казка, апавяданне, верш)” на “Вызначэнне асаблівасцей верша і апавядання, знаходжанне гэтых асаблівасцей у прачытаных творах” (раздзел “Фарміраванне ўяўленняў пра літаратуру як мастацтва слова”).

Уключаны кампаненты зместу(раздзел “Фарміраванне ўяўленняў пра літаратуру як мастацтва слова”):“Персаналіі класікаў беларускай літаратуры: Янка Купала, Якуб Колас”.

Уключаны кампаненты зместу(раздзел “Літаратурна-творчая дзейнасць і культура маўлення”):

  • пашырэнне ведаў пра маўленчы этыкет (этыкетныя формы вітання, развітання, удзячнасці, прабачэння), разыгрыванне сітуацый і вядзенне дыялогаў з іх выкарыстаннем;
  • этыка маўленчых паводзін у размове па тэлефоне, пры віншаванні, знаёмстве, запрашэнні.

Ствараюцца сітуацыі для фарміравання правілаў маўленчых паводзін у размове з бацькамі, старэйшымі, аднагодкамі.

Зняты кампаненты зместу:

  • калектыўна і самастойна складаць загадкі, вершы па апорных словах і аналогіі;
  • вызначаць жанр прачытанага ці праслуханага твора;
  • калектыўна складаць творчыя пераказы (раздзел “Літаратурна-творчая дзейнасць і культура маўлення”).

Прыведзена ў адпаведнасць колькасць гадзін, адведзеных на пазакласнае чытанне (было 10 г, стала 9 г) (раздзел “Фарміраванне самастойнай чытацкай дзейнасці з кнігай (пазакласнае чытанне)”.

Урокі пазакласнага чытання праводзяцца напрыканцы вывучэння кожнага тэматычнага раздзела, акрамя двух апошніх.

Уключаны кампаненты зместу(раздзел “Фарміраванне самастойнай чытацкай дзейнасці з кнігай (пазакласнае чытанне)”:

  • “Практычнае знаёмства са структурнымі элементамі кнігі: тытульны ліст, змест, раздзел”;
  • “Практычнае знаёмства з відамі кніг: зборнікі аднаго аўтара, розных аўтараў, даведнікі, энцыклапедыі і інш.”.

Кнігі для пазакласнага чытання падбіраюцца на аснове спіса твораў для пазакласнага чытання, прадугледжанага вучэбнай праграмай.

Зняты кампаненты зместу(раздзел “Фарміраванне самастойнай чытацкай дзейнасці з кнігай (пазакласнае чытанне)”:

  • “Устанаўліваць тэму творчасці пісьменніка па шэрагу кніг”;
  • “Ведаць прозвішчы беларускіх пісьменнікаў, з якімі пазнаёміліся на ўроках пазакласнага чытання, аб чым і на якія тэмы яны пішуць”.

Зняты кампаненты зместу(раздзел“Асноўныя патрабаванні да вынікаў вучэбнай дзейнасці вучняў”):

  • Ведаць:

мець першасныя ўяўленні пра творы мастацкай літаратуры (казка, апавяданне, верш, байка);навукова-пазнавальныя творы;сродкі выразнага чытання літаратурнага твора (паўза, лагічны націск, тон, тэмп, рытм).

  • Умець:

выбарачна і сцісла (з дапамогай настаўніка) пераказваць мастацкі твор паводле гатовага плана;адрозніваць фальклорныя жанры (загадка, прыказка, казка, народная песня, пацешка і інш.) ад літаратурных (апавяданне, верш, літаратурная казка);прыводзіць прыклады казак народных і літаратурных; называць традыцыйную тэматыку кніг для дзяцей малодшага школьнага ўзросту (пра Радзіму, герояў, дзяцей, жывёл і расліны, поры года, чарадзейнае і фантастычнае, гісторыю машын і рэчаў, дзеячаў навукі і мастацтва).

Уключаны кампаненты зместу(раздзел“Асноўныя патрабаванні да вынікаў вучэбнай дзейнасці вучняў”):

  • вызначаць вучэбную задачу чытання: што, з якой мэтай трэба прачытаць;
  • планаваць (называць паслядоўнасць) і ажыццяўляць дзейнасць па падрыхтоўцы да пераказу, выразнага чытання, чытання па ролях;
  • прагназаваць змест да чытання твора па загалоўку і пачатку, ключавых словах, адабраных настаўнікам, ілюстрацыях, а таксама ў працэсе чытання па пытаннях настаўніка.

У якасці апор выкарыстоўваюцца памяткі на форзацах вучэбнага дапаможніка.

Математика/Матэматыка

(учреждения образования с белорусским и русским языками
обучения и воспитания)

Включены темы

  • «Луч»;
  • «Виды углов: прямой, тупой, острый» в раздел «Повторение изученного во II классе».

Темы учебных занятий, цели и задачи их изучения, виды и способы деятельности, обеспечивающие усвоение учебного материала, представлены в календарно-тематическом планировании на 2017/2018 учебный год и в учебных пособиях:

  • ЧеботаревскаяМ. Т. [и др.] «Математика», 3 класс, Ч. 1 (Минск: Адукацыя і выхаванне, 2017);
  • Муравьева Г. Л. [и др.] «Математика», 3 класс, Ч. 1 (Минск: НИО, 2017).

Исключены темы

  • «Луч» и «Свойства сторон прямоугольника и квадрата» (перенесены во II класс);
  • «Решение подбором неравенств»;
  • «Равносторонний треугольник»;
  • «Четырехзначные числа» (перенесена в IV класс);
  • «Единица массы килограмм» (перенесена в I класс).

Переструктурировано содержание обучения:

  • тема «Единицы времени: сутки, секунда; соотношение между изученными единицами времени (сутки, час, минута, секунда)» перенесена из раздела «Умножение и деление» в раздел «Трехзначные числа»;
  • тема «Задачи на движение» перенесена из раздела «Умножение и деление»в раздел «Трехзначные числа»;
  • тема «Центнер» перенесена из IV класса;
  • тема «Решение задач на определение цены, количества, стоимости» перенесена из IV класса.

Новое распределение материала по разделам представлено в календарно-тематическом планировании учебного материала на 2017/2018 учебный год и в учебных пособиях:

  • ЧеботаревскаяМ. Т. [и др.] «Математика», 3 класс, Ч. 1 (Минск: Адукацыя і выхаванне, 2017);
  • Муравьева Г. Л. [и др.] «Математика», 3 класс, Ч. 1 (Минск: НИО, 2017).

Человек и мир/Чалавек і свет

(учреждения образования с белорусским и русским языками
обучения и воспитания)

Перераспределено количество часовпо разделам и темам:

  • «Природа и человек» (было 26 ч, стало 25 ч);
  • «Человек и его здоровье» (было 9 ч, стало 10 ч);
  • «Разнообразие растений и животных на Земле» (было 4 ч, стало 5 ч).

Откорректированы названия подразделов «Планета, на которой мы живем», «Мой родной край».

Изменена последовательность изучения программного материала: подраздел «Планета, на которой мы живем» изучается до подраздела «Ориентирование на местности».

Распределение учебного времени между разделами и темами уточнено в календарно-тематическом планировании для 3 класса (2017/2018 учебный год).

Перераспределеноколичество часов в подразделе «Мой родной край» по темам:

  • «Формы земной поверхности» (было 3 ч, стало 2 ч);
  • «Водные богатства Республики Беларусь» (было 2 ч, стал 1 ч).

Распределение учебного времени отражено в календарно-тематическом планировании для 3 класса (2017/2018 учебный год).

Включенытемы

  • «Водоем и его обитатели»;
  • «Луг и его обитатели»;
  • «Значение лугов в жизни человека».

Название тем, цели и задачи образовательного процесса, характеристики видов учебной деятельности представлены в календарно-тематическом планировании для 3 класса (2017/2018 учебный год).

Изменено количество часов на изучение природного сообщества «болото» (ранее был 1 ч, стало 2 ч):

  • «Болото и его обитатели»;
  • «Значение болот в природе и жизни человека».

Распределение учебного времени отражено в календарно-тематическом планировании для 3 класса (2017/2018 учебный год).

Исключенатема «Поле – сообщество, созданное человеком. Животные, населяющие поле. Взаимосвязи между растениями и животными поля».

В образовательном процессе используется учебное пособие:

Вдовиченко В. М., Ковальчук Т. А. “Человек и мир” для 3класса (Минск :Адукацыя і выхаванне, 2012). Материал на с. 72–79 не изучается.

На изучение подраздела «Разнообразие природы на Земле» отводится 5 ч по темам: «Богатство природы Земли», «Растения – обитатели суши», «Растения – обитатели морей и океанов», «Животные – обитатели суши», «Животные морей и океанов».

Последовательность изучения тем, цели и задачи образовательного процесса, характеристики видов учебной деятельностипредставлены в календарно-тематическом планировании для 3 класса (2017/2018 учебный год).

Переструктурировано и откорректировано содержание тем(в подразделе «Человек и его здоровье»):

  • «Человек – часть живой природы»;
  • «Кожа»;
  • «Опора тела и движение»;
  • «Кровообращение»;
  • «Дыхание»;
  • «Органы пищеварения и выделения»;
  • «Нервная система»;
  • «Органы чувств человека. Глаз – орган зрения»;
  • «Органы слуха, обоняния, осязания, вкуса»;
  • «Правила здорового образа жизни (обобщающий урок)».

Последовательность изучения тем, цели и задачи образовательного процесса, характеристики видов учебной деятельностиуточнены в календарно-тематическом планировании для 3 класса (2017/2018 учебный год).

Изобразительное искусство/Выяўленчае мастацтва

(учреждения образования с белорусским и русским языками
обучения и воспитания)

В раздел «Эстетическое восприятие действительности и произведений искусства»включенатема «Разнообразие форм и цвета в природе. Красота объектов и явлений природы в разное время года».

Используется текстовый и иллюстративный материал раздела «Красота окружающего мира» учебных пособий:

  • Шкуратава М. А., Лукашэвіч Ю. А. Выяўленчае мастацтва: вучэб. дапам. для III кл. устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання. – Мінск : Адукацыя і выхаванне, 2015.
  • Шкуратова М. А., Лукашевич Ю. А. Изобразительное искусство: учеб. пособие для 3 кл. учреждений общего среднего образования с рус. яз. обучения. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2015.

В разделе «Практическая художественно-творческая деятельность» представлена отдельным подразделом учебная информация по основам работы с разными художественными материалами –«Освоение технологических особенностей художественных техник».

Технологические особенности художественных техник осваиваются через практические творческие задания, предусмотренные учебной программой.

Из раздела «Практическая художественно-творческая деятельность» исключенатема «Лепка и роспись фигурок обобщенной формы по типу народных глиняных игрушек: Олень – Золотые рога, барашек, лошадка».

Перераспределение учебного материала отражено в календарно-тематическом планировании для 3 класса на 2017/2018 учебный год.

В раздел «Практическая художественно-творческая деятельность»включенатема «Приемы выполнения рельефных композиций и объемных игрушек (бумажная пластика)»: зимний пейзаж, разноцветная полянка, ежонок, Дед Мороз, Снегурочка, гармонист, цветочница, крыска Лариска, лисичка, павлин, котенок
и др.».

Используются материалы учебных пособий (подраздел «Завораживающий мир игрушек и сувениров», раздел «Мир художественных техник»):

  • Шкуратава М. А., Лукашэвіч Ю. А. Выяўленчае мастацтва: вучэб. дапам. для III кл. устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання. – Мінск : Адукацыя і выхаванне, 2015.
  • Шкуратова М. А., Лукашевич Ю. А. Изобразительное искусство: учеб. пособие для 3 кл. учреждений общего среднего образования с рус. яз. обучения. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2015.
  • методические разработки, размещенные на национальном образовательном портале.

Музыка/Музыка

(учреждения образования с белорусским и русским языками
обучения и воспитания)

Исключены темы:

  • «Песенность в инструментальной музыке»;
  • «Танцевальность в вокальной и инструментальной музыке»;
  • «Маршевость в вокальной и инструментальной музыке»;
  • «Из чего слагается музыкальная речь».

Содержание исключенных тем на ознакомительном уровне рассматривается в рамках других тем, что отражено в календарно-тематическом планировании по музыке для 3 класса на 2017/2018 учебный год.

Скорректировано название уроков:

  • «Мелодическое развитие музыки»;
  • «Исполнительское развитие музыки».

Содержание уроков «Развитие мелодии» и «Мастерство исполнителей» представлено в учебном пособии «Музыка» для 3 класса (Минск :Пачатковая школа, 2017) и календарно-тематическом планировании по музыке для 3 класса на 2017/2018 учебный год.

Увеличено количество часов на изучение тем:

  • «Песенный характер музыкальной речи» (был 1 ч, стало 2 ч);
  • «Танцевальный характер музыкальной речи» (был 1 ч, стало 2 ч);
  • «Маршевый характер музыкальной речи» (был 1 ч, стало 2 ч);
  • «Контрасты и повторы в жизни и музыке» (был 1 ч, стало 2 ч).

Содержание работы по темам отражено в календарно-тематическом планировании учебного материала для 3 класса на 2017/2018 учебный год.

Трудовое обучение/Працоўнае навучанне

(учреждения образования с белорусским и русским языками
обучения и воспитания)

Исключены понятия: «динамичные и статичные фигуры», «пропорциональность и уравновешенность формы», «симметричная и асимметричная форма»,«свойство пластмасс – эластичность».

Данные понятия на уроках не вводятся и не осваиваются учащимися.

Выделена рубрика«Профессиональная ориентация», предусматривающая знакомство с различными профессиями.

Содержание работы отражено в календарно-тематическом планировании учебного материала для 3 класса на 2017/2018 учебный год.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.