Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Хаю-хай, с вами Schools.by!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 83 человека

Методические рекомендации по организации в 2017/2018 учебном году образовательного процесса по учебным предметам во 2 классе

Дата: 18 сентября 2017 в 11:39

Методические рекомендации по организации в 2017/2018 учебном году образовательного процесса по учебным предметам во 2 классе

Общие направления доработки учебных программ для 2 класса:

  • Доработано в русле компетентностного подхода содержание пояснительных записок учебных программ.
  • Определены и прописаны виды (способы) деятельности учащихся, обеспечивающие освоение учебного материала.
  • Обозначены требования к результатам учебной деятельности по разделам.
  • Разработан новый практико-ориентированный перечень требований к результатам учебной деятельности «Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни», усиливающий значимость связи обучения с реальной жизнью и практикой.

Изменения в учебной программе

Рекомендации по организации образовательного процесса

Русский язык

(учреждения образования с русским языком обучения)

Уменьшено общее количество учебных часов (было 102 ч, стало 85 ч).

Перераспределение учебного времени на изучение учебного материала отражено в календарно-тематическом планировании для 2 класса на 2017/2018 учебный год.

Учитель вправе использовать предлагаемый в учебнике материал на свое усмотрение с учетом дифференциации и индивидуализации образовательного процесса.

Вынесена на практический уровень, без введения терминов, тема «Ознакомление с однозначными и многозначными словами, с прямым и переносным значением слов».

Учащиеся знакомятся с однозначными и многозначными словами, с прямым и переносным значением слов, но знания и умения по теме «Ознакомление с однозначными и многозначными словами, с прямым и переносным значением слов» не выносятся на контроль.

Указаны количество и объем обучающих и контрольных письменных работ.

Количество обучающих и контрольных работ отражено в календарно-тематическом планировании для 2 класса на 2017/2018 учебный год.

Включен перечень словарных слов.

Русский язык

(учреждения образования с белорусским языком обучения)

Увеличено общее количество учебных часов (было 68 ч, стал 91 ч).

Перераспределение учебного времени на изучение учебного материала отражено в календарно-тематическом планировании для 2 класса на 2017/2018 учебный год.

Включены (за счет появившегося резерва в 19 ч) в раздел «Язык и речь» темы, предполагающие знакомство со (с):

  • значением слова;
  • однозначными и многозначными словами;
  • прямым и переносным значением слов (на практическом уровне, без введения терминов);
  • толковым и орфографическим словарями;
  • словами с близким и противоположным значением;
  • предлогом;
  • корнем слова, единообразным написанием корней в однокоренных словах.

Учебный материал по включённым в учебную программу темам представлен на национальном образовательном портале, опубликован в научно-методическом журнале «Пачатковая школа»:

1. Антипова, М. Б. Учебные материалы по русскому языку для II класса учреждений общего среднего образования с белорусским языком обучения / М. Б. Антипова // Пачатковая школа. – 2017. – №2. – С. 17–26.

2. Антипова М. Б. Учебные материалы по русскому языку для II класса учреждений общего среднего образования с белорусским языком обучения // Пачатковая школа. – 2017. – №3. – С. 46–50.

Темы учебных занятий, цели и задачи их изучения, виды и способы деятельности, обеспечивающие усвоение учебного материала, представлены в календарно-тематическом планировании для 2 класса на 2017/2018 учебный год.

Указаны количество и объем обучающих и контрольных письменных работ.

Количество обучающих и контрольных работ отражено в календарно-тематическом планировании для 2 класса на 2017/2018 учебный год.

Включен перечень словарных слов.

Беларуская мова

(установы адукацыі з рускай мовай навучання)

Павялічана колькасць гадзін на вывучэнне ўступнага курса.

Беларуская мова вывучаецца 4,5 тыдні як інтэграваны курс без падзелу на ўрокі «Беларуская мова» і «Літаратурнае чытанне» (3 г на тыдзень).

Дадатковы вучэбны матэрыял размешчаны на нацыянальным адукацыйным партале; распрацоўкі ўрокаў – у часопісе «Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа» (Свірыдзенка В. І., Антонава Н. У., Антановіч Н. М. Беларуская мова. 2 клас (для ўстаноў з рускай мовай навучання). Урокі па новай вучэбнай праграме // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2016. – № 7–10; 2017. – № 1.

Дабаўлена тэма «Мая краіна» (уступны інтэграваны курс, тэматычная група «Мясціна, дзе я жыву».

Дадатковы вучэбны матэрыял размешчаны на нацыянальным адукацыйным партале; распрацоўкі ўрокаў – у часопісе «Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа» (Свірыдзенка В. І., Антонава Н. У., Антановіч Н. М. Беларуская мова. 2 клас (для ўстаноў з рускай мовай навучання). Урокі па новай вучэбнай праграме // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2016. – № 7–10; 2017. – № 1.

Тэма вучэбных заняткаў, мэты і задачы яе вывучэння, віды і спосабы дзейнасці, што забяспечваюць засваенне вучэбнага матэрыялу, прадстаўлены ў каляндарна-тэматычным планаванні для 2 класа на 2017/2018 навучальны год.

Павялічана:

  • агульная колькасць гадзін на засваенне вучэбнай праграмы (было 68 г, стала 94 г);
  • колькасць гадзін на вывучэнне раздзелаў «Гукі і літары», «Слова», «Сказ», «Тэкст».

Пераразмеркаванне вучэбнага часу на вывучэнне вучэбнага матэрыялу прадстаўлена ў каляндарна-тэматычным планаванні для 2 класа на 2017/2018 навучальны год.

Выключаны тэмы пра няпарныя звонкія і няпарныя глухія зычныя.

Пераразмеркаванне вучэбнага матэрыялу адлюстравана ў каляндарна-тэматычным планаванні для 2 класа на 2017/2018 навучальны год.

Пазначаны колькасць і аб’ём навучальных і кантрольных пісьмовых работ.

Колькасць навучальных і кантрольных работ адлюстравана ў каляндарна-тэматычным планаванні для 2 класа на 2017/2018 навучальны год.

Уключаны пералік слоўнікавых слоў.

Беларуская мова

(установы адукацыі з беларускай мовай навучання)

Зменшана агульная колькасць гадзін на засваенне вучэбнай праграмы (было 102 г, стала 85 г).

Пераразмеркаванне вучэбнага часу на вывучэнне вучэбнага матэрыялу адлюстравана ў каляндарна-тэматычным планаванні для 2 класа на 2017/2018 навучальны год.

Настаўнік мае права выкарыстоўваць прапанаваны ў падручніку матэрыял па сваім меркаванні з улікам дыферэнцыяцыі і індывідуалізацыі адукацыйнага працэсу.

Выключаны тэмы:

  • няпарныя звонкія і няпарныя глухія зычныя;
  • агульнае паняцце пра арфаграму;
  • правапіс літар і, й.

Пераразмеркаванне вучэбнага матэрыялу адлюстравана ў каляндарна-тэматычным планаванні для 2 класа на 2017/2018 навучальны год.

Перанесены тэмы:

  • «Правапіс не з дзеясловамі» – у ІІІ клас;
  • «Канчатак», «Аснова» – у ІІІ і IV класы адпаведна.

Пераразмеркаванне вучэбнага матэрыялу ўдакладнена ў каляндарна-тэматычным планаванні для 2 класа на 2017/2018 навучальны год.

Пазначаны колькасць і аб’ём навучальных і кантрольных пісьмовых работ.

Колькасць навучальных і кантрольных работ адлюстравана ў каляндарна-тэматычным планаванні для 2 класа на 2017/2018 навучальны год.

Уключаны пералік слоўнікавых слоў.

Русская литература (литературное чтение)

(учреждения образования с русским языком обучения)

Уменьшено количество часов на изучение предмета (было 102 ч, стало 68 ч).

Новый учебник (Воропаева В. С., Куцанова Т. С. «Литературное чтение» в 2-х частях для 2 класса. – Минск: НИО, 2016) содержит объём учебного материала, который полностью соответствует количеству часов на изучение предмета.

В учебную программу включен раздел «Круг чтения». Представлены разделы чтения и разработаны списки произведений для чтения и изучения в классе и для внеклассного чтения.

Перераспределены часы на изучение тематических разделов чтения.

Новый учебник содержит произведения, которые указаны в списке произведений для чтения и изучения в классе.

Распределение учебного времени между тематическими разделами чтения представлено:

  • в календарно-тематическом планировании для 2 класса на 2017/2018 учебный год;
  • в учебно-методическом пособии для учителя «Литературное чтение во 2 классе» (авторы Воропаева В. С., Куцанова Т. С.).

В учебную программу включен раздел «Формирование навыка чтения и общеучебных умений». Включён новый элемент содержания – общеучебные умения. Разработан перечень общеучебных умений, необходимых учащимся для самостоятельного успешного овладения новыми знаниями и формирования учебной и  читательской деятельности.

Определены и прописаны виды деятельности учащихся для эффективного формирования навыка чтения и общеучебных умений.

Методический аппарат учебника содержит систему заданий, с помощью которых учащиеся овладевают общеучебными умениями, осваивают виды чтения (чтение вслух, чтение по ролям, выразительное чтение и др.). На форзацах учебника размещены «памятки», содержащие порядок действий при овладении общеучебными умениями (например, как разделить текст на части и др.).

Учебно-методическое пособие для учителя «Литературное чтение во 2 классе» (авторы Воропаева В. С., Куцанова Т. С.) предлагает методические разработки уроков с описанием видов деятельности, позволяющих формировать навык чтения, общеучебные умения, читательские умения учащихся.

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса на 2017/2018 учебный год содержит описание видов деятельности.

В учебную программу включен раздел «Формирование читательских умений». Разработан перечень читательских умений, которыми овладевают учащиеся в процессе практической работы с текстами произведений.

Методический аппарат учебника содержит систему заданий, которые целенаправленно формируют читательские умения учащихся.

Учебно-методическое пособие для учителя «Литературное чтение во 2 классе» (авторы Воропаева В. С., Куцанова Т. С.) предлагает методические разработки уроков с описанием этапов изучения художественного произведения, основных видов деятельности, методических приёмов, позволяющих целенаправленно формировать читательские умения учащихся.

Обновлено содержание раздела «Литературоведческая пропедевтика». Изменён, расширен и логически выстроен круг литературоведческих представлений, которые формируются практическим путём в процессе чтения, наблюдения и анализа конкретных произведений.

Определены и прописаны виды деятельности для продуктивного формирования литературоведческих  представлений учащихся.

Аппарат организации усвоения учебного материала учебника включает задания, с помощью которых формируются  литературоведческие представления учащихся.

Учебно-методическое пособие для учителя «Литературное чтение во 2 классе» (авторы Воропаева В. С., Куцанова Т. С.) предлагает методические разработки уроков литературного чтения с описанием видов деятельности, в которые включаются учащиеся с целью овладения литературоведческими представлениями.

Обновлено содержание раздела «Литературно-творческая деятельность учащихся». Расширен перечень видов литературно-творческой деятельности учащихся.

Виды литературно-творческой деятельности, которые организует учитель на уроке, описаны в учебно-методическом пособии для учителя «Литературное чтение во 2 классе» (авторы Воропаева В. С., Куцанова Т. С.) и календарно-тематическом планировании для 2 класса на 2017/2018 учебный год.

Методический аппарат нового учебника содержит разнообразные задания творческого характера в связи с прочитанным произведением (создание словесных и графических иллюстраций, составление творческого пересказа от имени одного из героев, инсценировка эпизодов и др.).

В разделе «Внеклассное чтение» (начальный этап) представлен список произведений и книг для внеклассного чтения.

Произведения и книги для внеклассного чтения можно найти в книжных фондах библиотек учреждений образования и районных библиотек.

Список произведений для внеклассного чтения является расширенным и примерным. Он носит рекомендательный характер. Учитель может выбрать для внеклассного чтения те произведения, которые имеются в книжном фонде библиотеки учреждения образования и районной библиотеки.

В разделе «Основные требования к результатам учебной деятельности учащихся» уточнены требования к результатам учебной деятельности учащихся. Они прописаны на четырёх уровнях:

  • «знать»;
  • «иметь первоначальные представления»;
  • «уметь»;
  • «использовать приобретённые  знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».

Составлен список произведений для заучивания наизусть.

Все тексты для заучивания наизусть размещены в учебнике.

Русская литература (литературное чтение)

(учреждения образования с белорусским языком обучения)

Увеличено количество часов на изучение предмета (было 34 ч, стало 68 ч)

Новый учебник (Стремок И. М.  «Литератуное чтение» в 2-х частях для 2 класса. – Минск: НИО, 2016) содержит объём учебного материала, который полностью соответствует количеству часов на изучение предмета.

Отобраны новые литературные произведения для чтения и изучения в связи с увеличением в 2 раза количества часов на учебный предмет.

В учебную программу включен раздел «Круг чтения». Представлены разделы чтения и разработаны списки произведений для чтения и изучения в классе и для внеклассного чтения.

Перераспределены часы на изучение тематических разделов чтения.

Новый учебник полностью соответствует обновлённой учебной программе и содержит те произведения, которые указаны в списке произведений для чтения и изучения в классе.

Распределение учебного времени между тематическими разделами чтения представлено в календарно-тематическом планировании для 2 класса на 2017/2018 учебный год и учебно-методическом пособии для учителя «Литературное чтение во 2 классе» (автор Стремок И. М.).

В учебную программу включен раздел «Формирование навыка чтения и общеучебных умений». Включён новый элемент содержания – общеучебные умения.

Разработан перечень общеучебных умений, необходимых учащимся для самостоятельного успешного овладения новыми знаниями и формирования учебной и  читательской деятельности.

Конкретизированы виды чтения, которыми должны овладеть учащиеся (чтение вслух, чтение про себя, выборочное чтение, чтение по ролям, выразительное чтение).

Определены и прописаны виды деятельности учащихся для эффективного формирования навыка чтения и общеучебных умений.

Методический аппарат (аппарат организации усвоения учебного материала) нового учебника содержит систему заданий, с помощью которых учащиеся овладевают общеучебными умениями: например, указана последовательность действий для решения учебной задачи (подготовка к чтению по ролям, словесному рисованию, выразительному чтению, инсценировке эпизода и др.); осваивают виды чтения (чтение вслух, чтение по ролям, выразительное чтение и др.).

На форзацах учебника размещены «памятки», содержащие порядок действий при овладении общеучебными умениями (например, как подготовить ответы на вопросы
и др.).

Учебно-методическое пособие для учителя «Литературное чтение во 2 классе» (автор Стремок И. М.) предлагает методические разработки уроков литературного чтения с описанием видов деятельности, позволяющих продуктивно формировать навык чтения, общеучебные умения, читательские умения учащихся.

Календарно-тематическое планирование учебного материала для 2 класса на 2017/2018 учебный год также содержит описание видов деятельности, с помощью которых учащиеся практически осваивают необходимые читательские и общеучебные действия.

Обновлено содержание раздела «Формирование читательских умений». Разработан перечень читательских умений, которыми овладевают учащиеся в процессе практической работы с текстами произведений. Перечень логически выстроен и расширен.

Методический аппарат нового учебника содержит систему заданий, которые целенаправленно формируют читательские умения учащихся.

Учебно-методическое пособие для учителя «Литературное чтение во 2 классе» (автор Стремок И. М.) предлагает методические разработки уроков литературного чтения с описанием этапов изучения художественного произведения, основных видов деятельности, методических приёмов, позволяющих целенаправленно формировать читательские умения учащихся.

В учебную программу включен раздел «Литературоведческая пропедевтика», который разработан с целью реализации перспективных связей с учебным предметом «Русская литература» на II ступени общего среднего образования.

Определён и прописан круг литературоведческих представлений, которые формируются практическим путём в процессе чтения, наблюдения и анализа конкретных произведений.

Определены и прописаны виды деятельности для продуктивного формирования литературоведческих  представлений учащихся.

Новый учебник содержит только те литературные термины, которые определены учебной программой.

Методический аппарат нового учебника (аппарат организации усвоения учебного материала) содержит систему заданий, с помощью которых формируются  литературоведческие представления учащихся.

Учебно-методическое пособие для учителя «Литературное чтение во 2 классе» (автор Стремок И. М.) предлагает методические разработки уроков литературного чтения с описанием видов деятельности, в которые включаются учащиеся с целью овладения  литературоведческими знаниями на уровне представлений.

В учебную программу включен раздел «Литературно-творческая деятельность учащихся». Разработан перечень видов литературно-творческой деятельности для развития творческих способностей учащихся и реализации третьего компонента содержания учебного предмета.

В учебно-методическом пособии для учителя «Литературное чтение во 2 классе» (автор Стремок И. М.) и  календарно-тематическом планировании для 2 класса на 2017/2018 учебный год прописаны виды литературно-творческой деятельности, которые организует учитель на уроке.

Методический аппарат нового учебника содержит разнообразные задания творческого характера в связи с прочитанным произведением (создание словесных и графических иллюстраций, составление творческого пересказа от имени одного из героев, инсценировка эпизодов и др.).

Раздел «Внеклассное чтение» (начальный этап) разработан с целью соблюдения преемственных связей с 1 классом и перспективных связей с 3-4 классами.

Разработан список произведений и книг для внеклассного чтения.

Учебно-методическое пособие для учителя «Литературное чтение во 2 классе» (автор Стремок И. М.) содержит методические разработки уроков внеклассного чтения.

Произведения и книги, рекомендованные для внеклассного чтения, можно найти в книжных фондах библиотек учреждений образования и районных библиотек.

Список произведений для внеклассного чтения, представленный в программе, является расширенным и примерным. Он носит рекомендательный характер. Учитель может выбрать для внеклассного чтения те произведения, которые имеются в книжном фонде библиотеки учреждения образования и районной библиотеки.

В разделе «Основные требования к результатам учебной деятельности учащихся» отредактированы требования к результатам учебной деятельности учащихся. Они прописаны на четырёх уровнях:

  • «знать»;
  • «иметь первоначальные представления»;
  • «уметь»;
  • «использовать приобретённые  знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».

Составлен список произведений для заучивания наизусть.

Все тексты для заучивания наизусть размещены в учебнике.

Беларуская літаратура (літаратурнае чытанне)

(установы адукацыі з рускай мовай навучання)

У раздзеле “Асноўныя раздзелы чытання. Рэкамендаваны пералік твораў” пададзены пералік твораў да кожнага тэматычнага раздзела пад рубрыкамі “Для чытання і вывучэння ў класе” і “Для пазакласнага чытання”.

Тэксты твораў для класнага чытання змешчаны ў вучэбным дапаможніку: Антонава Н. У., Буторына І. А., Галяш Г. А.. Літаратурнае чытанне. Ч. 1, Ч. 2. – Мінск : НІА. – 2016.

Спіс твораў для пазакласнага чытання прыводзіцца ў вучэбнай праграме. Пасля апошняга тэматычнага раздзела вучэбнай праграмы вучэбныя заняткі па пазакласным чытанні не праводзяцца.

Уведзены новы раздзел “Фарміраванне базавых норм грамадзянскай, духоўнай і маральнай культуры вучняў праз асэнсаванне твораў”.

Базавыя нормы фарміруюцца у працэсе працы над літаратурнымі творамі, змешчанымі ў вучэбным дапаможніку.

У раздзел “Фарміраванне навыку чытання і агульнавучэбных уменняў” уключаны кампаненты зместу:

  • раўнамерна ўважлівае, вывучальнае (паглыбленае) чытанне мастацкага ці навукова-папулярнага твора;
  • праглядавае чытанне тэксту з мэтай пошуку інфармацыі;
  • знаходжанне твора ў дапаможніку па пазначанай старонцы; арыентацыя ў рубрыках дапаможніка; знаходжанне назвы твора, імя і прозвішча яго аўтара;
  • асваенне спосабаў завучвання на памяць па апорных словах, вобразных малюнках.

Агульнавучэбныя ўменні фарміруюцца ў працэсе працы з літаратурнымі творамі, змешчанымі ў вучэбным дапаможніку.

Віды чытання (раўнамерна ўважлівае, вывучальнае (паглыбленае), праглядавае) засвойваюцца праз практычныя заданні. Напрыклад, “Уважліва прачытайце… і знайдзце інфармацыю пра...”, “Прагледзьце твор і знайдзіце словы, якія...” і г.д.

Вучням прапануюцца практычныя заданні па арыенціроўцы ў вучэбным дапаможніку (яго змесце, умоўных абазначэннях, пошуку твораў па назве, аўтары і г.д.).

Пад кіраўніцтвам настаўніка вучні асвойваюць спосабы завучвання на памяць. Уся праца па завучванні вершаў праводзіцца на вучэбных занятках.

Структураваны змест раздзела “Фарміраванне чытацкіх уменняў” па групах чытацкіх уменняў:

  • “Работа над загалоўкам”;
  • “Работа над мовай твора”;
  • “Работа над вобразам персанажа”;
  • “Работа над зместам і ідэяй твора”;
  • “Работа па асэнсаванні асобаснага стаўлення да твора”.

Чытацкія ўменні комплексна фарміруюцца ў працэсе працы над літаратурнымі творамі (да ўспрымання твора, у час успрымання і пасля ўспрымання твора) па вучэбным дапаможніку.

Адасоблены раздзел “Літаратурна-творчая дзейнасць і культура маўлення” з раздзела “Чытацкія ўменні і першапачатковыя веды вучняў аб літаратуры” вучэбнай праграмы 2012 года.

Уключаны кампаненты зместу:

Этыка маўленчых паводзін у размове з бацькамі, старэйшымі, аднагодкамі. Далікатнасць маўлення.

На вучэбных занятках ажыццяўляюцца віды дзейнасці, прадугледжаныя вучэбнай праграмай (чытанне па ролях, інсцэніраванне, падрабязны пераказ, калектыўнае складанне казкі па сюжэце і інш.), па вучэбным дапаможніку.

Ствараюцца сітуацыі для фарміравання правілаў маўленчых паводзін у размове з бацькамі, старэйшымі, аднагодкамі

Колькасць гадзін, адведзеных на пазакласнае чытанне, прыведзена ў адпаведнасць з колькасцю гадзін на пазакласнае чытанне ў рускім літаратурным чытанні – 9 г.

Вучэбныя заняткі па пазакласным чытанні праводзяцца напрыканцы вывучэння кожнага тэматычнага раздзела, акрамя апошняга.

Зместава вызначаны падрыхтоўчы (4 г) і пачатковы (6 г) этапы фарміравання чытацкай самастойнасці вучняў.

Фарміраванне чытацкай самастойнасці вучняў на падрыхтоўчым і пачатковым этапах паступова адбываецца на матэрыяле твораў, прадугледжаных вучэбнай праграмай.

Уключаны кампаненты зместу:

  • “Арганізацыя сістэматычнага чытання кніг, часопісаў, газет на беларускай мове з класнай бібліятэкі ўстановы адукацыі, абмеркаванне прачытанага”;
  • “Выкананне правілаў паводзін у бібліятэцы, паважлівае стаўленне да прафесіі бібліятэкара”.

Кнігі для пазакласнага чытання падбіраюцца на аснове спіса твораў для пазакласнага чытання, прадугледжанага вучэбнай праграмай.

Зняты кампаненты зместу (раздзел “Асноўныя патрабаванні да вынікаў вучэбнай дзейнасці вучняў”):

  • ведаць арфаэпічныя асаблівасці беларускай мовы: правільнае вымаўленне беларускіх гукаў [ў], [дз’], [дж], [г], [ж], [ч], [р], [ц’], спалучэння [шч], падоўжаных зычных; графічныя асаблівасці беларускай мовы: літары ў, і, апостраф;
  • адрозніваць практычна калыханку, лічылку, загадку, скорагаворку, казку, апавяданне, верш.

Уключаны кампаненты зместу:

мець першаснае ўяўленне пра:

  • малыя жанры вуснай народнай творчасці (загадка, лічылка, заклічка, жарт, скорагаворка);
  • аўтарскія творы (верш, апавяданне, казка);
  • сродкі выразнага чытання (гучнасць, захаванне інтанацыі сказа і паўз).

Уведзена рубрыка “Выкарыстоўваць набытыя веды і ўменні ў практычнай дзейнасці і паўсядзённым жыцці”.

Вызначаныя вучэбнай праграмай першасныя ўяўленні фарміруюцца падчас вывучэння адпаведных твораў па вучэбным дапаможніку.

Рубрыка “Выкарыстоўваць набытыя веды і ўменні ў практычнай дзейнасці і паўсядзённым жыцці” скіроўвае на практычную рэалізацыю набытых на ўроках ведаў, уменняў, навыкаў і спосабаў дзейнасці.

Беларуская літаратура (літаратурнае чытанне)

(установы адукацыі з беларускай мовай навучання)

У раздзеле “Асноўныя раздзелы чытання. Рэкамендаваны пералік твораў” пададзены пералік твораў пад рубрыкамі “Для чытання і вывучэння ў класе” і “Для пазакласнага чытання” (да кожнага тэматычнага раздзела).

Творы, рэкамендаваныя для класнага чытання, змешчаны ў вучэбным дапаможніку:

Жуковіч М. В. Літаратурнае чытанне. Ч. 1, Ч. 2. – Мінск, НІА. – 2016.

Спіс твораў для пазакласнага чытання прыводзіцца ў вучэбнай праграме. Пасля апошняга тэматычнага раздзела вучэбнай праграмы вучэбныя заняткі па пазакласным чытанні не праводзяцца.

Уведзены новы раздзел “Фарміраванне базавых норм грамадзянскай, духоўнай і маральнай культуры вучняў праз асэнсаванне твораў”.

Базавыя нормы фарміруюцца у працэсе працы над літаратурнымі творамі, змешчанымі ў вучэбным дапаможніку.

У раздзел “Фарміраванне навыку чытання і агульнавучэбных уменняў” уключаны кампаненты зместу:

  • раўнамерна ўважлівае, вывучальнае (паглыбленае) чытанне мастацкага ці навукова-папулярнага твора;
  • праглядавае чытанне тэксту з мэтай пошуку інфармацыі;
  • знаходжанне твора ў дапаможніку па пазначанай старонцы; арыентацыя ў рубрыках дапаможніка; знаходжанне назвы твора, імя і прозвішча яго аўтара;
  • асваенне спосабаў завучвання на памяць па апорных словах, вобразных малюнках.

Агульнавучэбныя ўменні фарміруюцца ў працэсе працы з літаратурнымі творамі, змешчанымі ў вучэбным дапаможніку.

Віды чытання (раўнамерна ўважлівае, вывучальнае (паглыбленае), праглядавае) засвойваюцца праз практычныя заданні. Напрыклад, “Уважліва прачытайце… і знайдзце інфармацыю пра...”, “Прагледзьце твор і знайдзіце словы, якія...” і г.д.

Вучням прапануюцца практычныя заданні па арыенціроўцы ў вучэбным дапаможніку (яго змесце, умоўных абазначэннях, пошуку твораў па назве, аўтары і г.д.).

Пад кіраўніцтвам настаўніка вучні асвойваюць спосабы завучвання на памяць. Уся праца па завучванні вершаў праводзіцца на вучэбных занятках.

Змест раздзела “Фарміраванне чытацкіх уменняў” структураваны па групах чытацкіх уменняў:

  • “Работа над загалоўкам”;
  • “Работа над мовай твора”;
  • “Работа над вобразам персанажа”;
  • “Работа над зместам і ідэяй твора”;
  • “Работа па асэнсаванні асобаснага стаўлення да твора”.

Чытацкія ўменні, прадугледжаныя праграмай, комплексна фарміруюцца ў працэсе працы над літаратурнымі творамі (да ўспрымання твора, у час успрымання і пасля ўспрымання твора) па вучэбным дапаможніку.

Адасоблены раздзел “Фарміраванне ўяўленняў пра літаратуру як мастацтва слова” з раздзела “Чытацкія ўменні і першапачатковыя веды вучняў аб літаратуры”.

Заменена фармулёўка “назіраць за асаблівасцямі фальклорных жанраў (калыханак, лічылак, загадак, скорагаворак, казак)” на “Практычнае знаёмства з малымі жанрамі вуснай народнай творчасці (загадка, лічылка, заклічка, жарт, скорагаворка)”.

Праз практычныя заданні вучні знаёмяцца з малымі жанрамі вуснай народнай творчасці па вучэбным дапаможніку.

Заменена фармулёўка “назіраць за асаблівасцямі казачнага жанру: выдзяляць зачын, канцоўку, казачныя вобразныя выразы” на “Вызначэнне жанравых асаблівасцей казкі, знаходжанне гэтых асаблівасцей у прачытаных ці праслуханых казках”.

Казка як жанр вывучаецца на практычнай аснове. Яе жанравыя асаблівасці вылучаюцца на прыкладзе кожнага канкрэтнага твора без тэарэтычных абагульненняў.

Зняты кампанент зместу “вызначаць жанр прачытанага ці праслуханага твора або кнігі; адрозніваць празаічны твор ад паэтычнага”.

Уключаны кампаненты зместу:

  • усведамленне аўтарскай прыналежнасці твора (уменне правільна называць твор і яго аўтара);
  • слуханне і чытанне аўтарскіх вершаў, апавяданняў, казак, твораў вуснай народнай творчасці актуальнай узросту тэматыкі з выхаваўчым патэнцыялам для ўзбагачэння эстэтычнай сферы вучняў, фарміравання эстэтычнага густу, асобасных адносінаў да літаратурнага твора як з’явы мастацтва;
  • практычнае засваенне ў працэсе працы над творам значэння слоў тэма, падзея, герой, учынак, эпізод, казка.

Вызначаныя вучэбнай праграмай віды дейнасці ажыццяўляюцца ў працэсе працы над творамі па вучэбным дапаможніку.

Адасоблены раздзел “Літаратурна-творчая дзейнасць і культура маўлення” з раздзела “Чытацкія ўменні і першапачатковыя веды вучняў аб літаратуры” вучэбнай праграмы 2012 года.

Пададзены ў наступнай рэдакцыі кампанент зместу “Падрабязна пераказваць прачытанае з дапамогай пытанняў настаўніка, ілюстрацый або паводле плана”: “Падрабязны пераказ невялікага апавядальнага твора ці яго часткі з дапамогай настаўніка (па малюнках, пытаннях, загалоўках сэнсавых частак, апорных словах)”.

Вызначаныя вучэбнай праграмай віды дейнасці ажыццяўляюцца ў працэсе працы над творамі, змешчанымі ў вучэбным дапаможніку.

Уключаны кампаненты зместу:

  • калектыўная пабудова элементарнага выказвання на вызначаную тэму па малюнках, апорных словах, загалоўках сэнсавых частак, з дапамогай настаўніка;
  • пашырэнне ведаў маўленчага этыкету (словы прывітання, развітання, прабачэння, падзякі), разыгрыванне сітуацый і вядзенне дыялогаў з іх выкарыстаннем;
  • этыка маўленчых паводзін у размове з бацькамі, старэйшымі, аднагодкамі. Далікатнасць маўлення.

Выкарыстоўваецца матэрыял вучэбнага дапаможніка (пад рубрыкай “Давайце абмяркуем тэму разам”).

Ствараюцца сітуацыі для фарміравання правілаў маўленчых паводзін у размове з бацькамі, старэйшымі, аднагодкамі.

Колькасць гадзін, адведзеных на пазакласнае чытанне, прыведзена ў адпаведнасць з колькасцю гадзін на пазакласнае чытанне ў рускім літаратурным чытанні – 9 г замест 10 г.

Урокі пазакласнага чытання праводзяцца напрыканцы вывучэння кожнага тэматычнага раздзела, акрамя апошняга.

Уключаны кампаненты зместу:

  • “Арганізацыя сістэматычнага чытання кніг, часопісаў, газет на беларускай мове з класнай бібліятэкі ўстановы адукацыі, абмеркаванне прачытанага”;
  • “Выкананне правілаў паводзін у бібліятэцы, паважлівае стаўленне да прафесіі бібліятэкара”.

Кнігі для пазакласнага чытання падбіраюцца на аснове спіса твораў для пазакласнага чытання, прадугледжанага вучэбнай праграмай.

Зняты кампанент зместу: “адрозніваць практычна калыханку, лічылку, загадку, скорагаворку, казку, апавяданне, верш” (раздзел “Асноўныя патрабаванні да вынікаў вучэбнай дзейнасці вучняў”).

Математика / Матэматыка

(учреждения образования с русским и белорусским языками обучения)

Сокращено количество учебных часов:

  • на изучение раздела  «Повторение изученного в I классе» (было 10 ч, стало 8 ч);
  • на изучение раздела «Табличное сложение и соответствующие случаи вычитания» (было 28 ч, стало 25 ч);
  • на изучение раздела «Умножение и деление»  (было 23 ч, стало 18 ч).

Перераспределение учебного времени на изучение учебного материала раздела отражено в календарно-тематическом планировании для 2 класса на 2017/2018 учебный год.

Переструктурировано содержание обучения:

  • тема «Составная задача» перенесена в раздел «Числа от 21 до 100»;
  • тема «Ломаная. Звенья ломаной. Длина ломаной» перенесена из раздела «Внетабличное сложение и вычитание»;
  • тема «Время. Единицы измерения времени: час, минута. Определение времени по циферблатным часам» перенесена в раздел «Внетабличное сложение и вычитание чисел в пределах 100».

Новое распределение материала по разделам представлено в календарно-тематическом планировании учебного материала для 2 класса на 2017/2018 учебный год.

Увеличено количество часов:

  • на изучение раздела «Внетабличное сложение и вычитание чисел в пределах 100» (было 57 ч, стало 64 ч) за счет сокращения раздела «Повторение изученного в I классе», переноса в другие разделы тем «Алгоритмы письменного сложения и вычитания двузначных чисел» и «Ломаная. Звенья ломаной. Длина ломаной»;
  • на изучение раздела «Повторение изученного во II классе» (было 5 ч, стало 8 ч).

Перераспределение учебного времени на изучение учебного материала представлено в календарно-тематическом планировании учебного материала для 2 класса на 2017/2018 учебный год.

Включены темы:

  • «Периметр многоугольника»;
  • «Луч»;
  • «Свойства сторон прямоугольника (квадрата)».

Темы учебных занятий, цели и задачи их изучения, виды и способы деятельности, обеспечивающие усвоение учебного материала, представлены в календарно-тематическом планировании для 2 класса на 2017/2018 учебный год.

Человек и мир / Чалавек і свет

(учреждения образования с русским и белорусским языками обучения)

Включены:

  • экскурсия «Дикорастущие растения Беларуси» (1 ч);
  • тема «Значение домашних и диких животных в жизни человека» (1 ч).

В образовательном процессе используется учебное пособие:

Трафимова Г. В., Трафимов С. А.  «Человек и мир» для 2 класса (Минск : Адукацыя і выхаванне, 2017).

Сокращено количество часов на изучение темы «Охрана животных. Редкие и исчезающие животные родного края» (было 2 ч, стал 1 ч).

Изобразительное искусство / Выяўленчае мастацтва

(учреждения образования с русским и белорусским языками обучения)

В раздел «Эстетическое восприятие действительности и произведений искусства» введена тема «Декоративно-прикладное искусство. Связь декора с формой и назначением предмета».

В образовательном процессе используется текстовый и иллюстративный материал раздела «Декоративно-прикладное искусство» учебного пособия Ткач Е. В. «Выяўленчае мастацтва» / «Изобразительное искусство» (Минск : Адукацыя і выхаванне, 2012).

В разделе «Эстетическое восприятие действительности и произведений искусства» расширен перечень изделий декоративно-прикладного искусства для ознакомления учащихся.

В образовательном процессе используется иллюстративный материал раздела «Декоративно-прикладное искусство» учебного пособия Ткач Е. В. «Выяўленчае мастацтва» / «Изобразительное искусство» (Минск : Адукацыя і выхаванне, 2012).

Представлена отдельным подразделом «Освоение технологических особенностей художественных техник» учебная информация по основам работы с разными художественными материалами (в разделе «Практическая художественно-творческая деятельность»).

Технологические особенности художественных техник осваиваются через практические творческие задания, предусмотренные учебной программой.

Исключена тема «Лепка декоративного сосуда: волшебная лампа Аладдина» из раздела «Практическая художественно-творческая деятельность».

Практическая работа не выполняется.

В раздел «Практическая художественно-творческая деятельность» включена тема по дизайну «Конструирование объемных игрушек на основе разверток геометрических тел: Дед Мороз, Снегурочка, мышка, белочка и др. (цветная бумага)».

Используются методические разработки, размещенные на национальном образовательном портале (http://adu.by/images/2016/09/dop-izo-igrushki-cvet-bumaga.docx).

Откорректирован перечень материалов для выполнения практических работ.

Используется перечень художественных материалов, предусмотренный учебной программой.

Музыка / Музыка

(учреждения образования с белорусским и русским языками обучения)

Исключены из тематического планирования темы:

  • «Из чего слагаются мелодии»;
  • «Семья длительностей»;
  • «О чем рассказывают песня, танец, марш в опере»;
  • «О чем рассказывают танец, марш в балете»;
  • «Музыкальное состязание»;
  • «Песня, танец, марш рассказывают без слов».

Содержание исключенных тем на ознакомительном уровне рассматривается в рамках других тем, что отражено в календарно-тематическом планировании по музыке для 2 класса на 2017/2018 учебный год.

Изменена последовательность изучения тем во II полугодии: тема «Инструменты симфонического оркестра» изучается после темы «Песня, танец, марш зовут в путешествие».

Порядок изучения учебного материала II полугодия отражен в календарно-тематическом планировании по музыке для 2 класса на 2017/2018 учебный год.

Увеличено количество часов на изучение тем:

  • «Мелодия – королева музыки» (был 1 ч, стало 2 ч);
  • «Ритм – золотой ключик музыки» (был 1 ч, стало 2 ч);
  • «Музыкальное путешествие в страну Опера» (был 1 ч, стало 3 ч);
  • «Музыкальное путешествие в страну Балет» (был 1 ч, стало 3 ч);
  • «Музыкальное путешествие в страну Концерт» (был 1 ч, стало 2 ч);
  • «Как дружат с музыкой другие виды искусства» (был 1 ч, стало 3 ч).

Содержание работы по темам отражено в календарно-тематическом планировании учебного материала для 2 класса на 2017/2018 учебный год.

Трудовое обучение / Працоўнае навучанне

(учреждения образования с белорусским и русским языками обучения)

Исключены понятия: «свойства природных материалов», «пластмасса», «свойства подручных материалов», «свойства засушенных растений», «свойства соломки».

Данные понятия на уроках не вводятся и не осваиваются учащимися.

Выделена рубрика «Профессиональная ориентация», предусматривающая знакомство с различными профессиями.

Содержание работы отражено в календарно-тематическом планировании учебного материала для 2 класса на 2017/2018 учебный год.

Основы безопасности жизнедеятельности / Асновы бяспекі жыццядзейнасці

(учреждения образования с белорусским и русским языками обучения)

Включены элементы содержания:

•  правила перехода дороги при высадке из маршрутного транспортного средства (тема «Поведение на остановочном пункте маршрутных транспортных средств»);

•  переход проезжей части во дворе (тема «Общие правила перехода проезжей части дороги»);

•  ознакомление с понятиями «опасность», «безопасность» (тема «Безопасная среда дома»).

Включены темы:

•  «Правила межличностных отношений» (раздел «Личная безопасность»);

•  «Ознакомление с чрезвычайными ситуациями» (на уровне представления) (раздел «Защита от чрезвычайных ситуаций»);

•  «Безопасное поведение во дворе» (раздел «Окружающая среда и безопасность»);

•  «Питание и здоровье» (раздел «Здоровый образ жизни»).

Темы учебных занятий, цели и задачи их изучения, виды и способы деятельности, обеспечивающие усвоение учебного материала, представлены в календарно-тематическом планировании для ІІ класса на 2017/2018 учебный год.

Для организации занятий по ОБЖ рекомендуется использовать электронные ресурсы, расположенные на сайтах Министерства внутренних дел Республики Беларусь в разделе УГАИ МВД «Социальная реклама» (http://mvd.gov.by/ru/main.aspx?guid=1711), Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь в разделе «Центр безопасности МЧС» / Мультимедийные материалы по ОБЖ (http://mchs.gov.by/rus/main/propaganda/). Данные разделы содержат обучающие видеофильмы, макеты наглядно-изобразительной продукции, аудиоматериалы.

Для проведения занятий по правилам дорожного движения в качестве дидактического средства рекомендуется использовать согласованные с УГАИ МВД Республики Беларусь компьютерную программу «Правила дорожного движения для школьников» (http://pdd.by/Для детей), экспресс-тесты на знание правил дорожного движения и безопасного поведения на дороге, плакаты «Правила дорожного движения» (http://ish.adrive.by/).

Исключены элементы содержания:

•  профилактика дорожно-транспортного травматизма (тема «Погода, время года и дорога»);

•  экспресс-маршрут (тема «Поведение на остановочном пункте маршрутных транспортных средств»);

•  переход, проезжей части дороги вне населенного пункта (тема «Общие правила перехода проезжей части дороги»);

•  осенние и весенние палы травы, опасность огня вблизи деревянных построек (тема «Пожары от игр детей с огнем»).

Объединено содержание двух тем в одну:

•        темы «Опасность алкоголя» и «Опасность курения» объединены в тему «Полезные и вредные привычки».

Темы учебных занятий, цели и задачи их изучения, виды и способы деятельности, обеспечивающие усвоение учебного материала, представлены в календарно-тематическом планировании для ІІ класса на 2017/2018 учебный год.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.