Новости проекта
«Учитель для Беларуси»
ВНИМАНИЕ! Технические работы
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 97 человек

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Правильный профессиональный выбор – уверенное будущее молодого поколения

Дата: 14 декабря 2018 в 10:31

Отдел образования, спорта и туризма Лоевского райисполкома

ГУО «Лоевский районный центр творчества детей и молодежи»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Правильный профессиональный выбор –

уверенное будущее молодого поколения

Лоев

2017

Методические рекомендации для учащихся выпускных классов учреждений общего среднего образования, родителей «Правильный профессиональный выбор – уверенное будущее молодого поколения» /Составитель: Степанцова Н.В. – Лоев: ГУО «Лоевский районный центр творчества детей и молодежи», 2017.- 12 с.

Цель данного пособия – систематизировать знания учащихся выпускных классов учреждений общего среднего образования, родителей при выборе профессии.

Содержание

I. Введение

II.Основная часть

1.Схема выбора профессии

2.Что влияет на выбор профессии

3.Ошибки выбора профессии

III.Заключение

IV.Список литературы

Введение

Выбор профессии. Каким огромным смыслом наполнено, казалось бы, привычное словосочетание, сколько в нем скрыто эмоций, тревог, ожиданий, проблем! Ведь это не просто удачно или неудачно принятое в юности решение, а зачастую сложившаяся или разбитая судьба, активная, творческая, радостная жизнь или пассивное, равнодушное существование, наконец, это одно из важнейших слагаемых и условий человеческого счастья, сознание своей необходимости людям. Кем стать? Этот вопрос задавал, задает и будет задавать буквально каждый ученик школы без исключения.

Важной чертой человека, определяющей успешный характер его деятельности, глубокую личную заинтересованность и удовлетворенность работой, является профессиональная ориентированность.

Счастлив тот школьник, который знает наверняка, что он умеет, и чем в дальнейшем будет заниматься в своей жизни. Родители, как правило, настаивают на освоении школьником той профессии, которая обеспечит его высокий социальный статус и материальное благосостояние, а если еще и школьные оценки по конкретному предмету высоки, то поступление              в определенный ВУЗ может оказаться неизбежным.

 Выбор профессии – задача не из легких. Наибольшую помощь в этом ребятам  могут оказать родители, но они нередко жалуются на непонимание своих детей. Конечно, у молодого поколения иные точки зрения, ценности, привычки. И все-таки у каждого родителя всегда имеется неоспоримое преимущество перед ребенком – социальный опыт, умение оценивать жизненные реалии и требования. Кроме того, в отличие от слов чужого человека, побуждение, исходящее от близких людей воспринимается как наиболее подходящее, конструктивное. 

Профессия – род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником существования.

Выбор профессии можно отнести, пожалуй, к самым сложным. Ведь это и выбор того, какое место займёт профессия в жизни человека, что он сможет получить от своей будущей работы, как особенности специальности будут соотноситься с другими жизненными ценностями и планами, не станет ли профессия им мешать.

Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем интересно заниматься, что доставляет удовольствие. Например, если человеку нравится организовывать других людей, быть лидером, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог, тренер).

СХЕМА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

Выбор профессии – основа самоутверждения человека в обществе. Выбор профессии определяет многое, а именно: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать, какой стиль жизни выбрать. Выбор профессии – это не одномоментный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов.

Этап 1. Знакомство с миром профессий.

Cобрать как можно больше информации о существующих профессиональных сферах, отраслях деятельности, о ключевых профессиях в этих отраслях, о том, какие специалисты актуальны и востребованы на рынке труда, какие области знаний и личностные качества соответствуют тем или иным профессиям и т.п.

Этап 2. Выявление личных интересов и склонностей.

Поразмышляйте над тем, чем Вы увлекаетесь, какие виды деятельности вызывают у Вас познавательных интерес (желание получать соответствующие знания, сведения), какой работой Вы хотели бы заниматься.

 Этап 3. Определение собственных способностей, умений и навыков.

 Проанализируйте, какими личностными особенностями, содействующими успеху в той или иной деятельности, Вы обладаете. Это могут быть интеллектуальные и творческие способности (способности к математике, языкам, музыке, рисованию и т.д.), отличающие Вас  черты характера (усидчивость, пунктуальность и т.д.), какие-либо особенности организма (например, физическая выносливость, хороший глазомер, тонкий слух и т.п.). Разберитесь, что у Вас получается делать, какие действия Вы можете выполнять умело и качественно.

Этап 4. Формулирование своих требований к будущей профессии.

Результатом Ваших размышлений на данном этапе должен явиться перечень личных ожиданий и требований относительно Вашей будущей профессии. Этот перечень может отражать следующие моменты:

- мотивы будущей деятельности (стремление к признанию, потребность в творчестве, желание общаться, стремление к повышению уровня мастерства, потребность в стабильности и т.п.);

- предполагаемая сфера профессиональной деятельности (экономика, медицина, транспорт, строительство, искусство, общественная деятельность, сфера обслуживания и т.п.);

- планируемые профессиональные функции (управление, обслуживание, исследование, защита, контроль, производство и т.п.);

- уровень желаемого профессионального образования (колледж, ВУЗ, специализированные курсы и т.п.);

- предпочитаемые содержание и условия работы, режим рабочего дня, орудия труда, примерный уровень заработной платы, возможность трудоустройства, карьерного роста и т.д.

  Этап 5. Выделение внешних и внутренних ограничений по выбору профессии.

     Теперь нужно продумать те факторы, которые объективно могут ограничить круг выбираемых профессий. Эти ограничения могу быть связаны с особенностями Вашего физического и психологического здоровья, с обстановкой в семье, материальным положением, географией места проживания и т.п.

Этап 6. Формирование списка подходящих профессий.

     Ориентируясь на Ваши знания о мире профессий, составьте список подходящих Вам профессий, не просто интересных, увлекательных, но которые Вы можете представить себе именно в качестве будущей специальности, как Ваше призвание.

Этап 7. Выбор наиболее удовлетворяющей профессии.     Проанализируйте каждую профессию из составленного на этапе 6 списка по тем пунктам, которые обозначились у Вас на предыдущих этапах (со 2-ого по 5-ый), Можете буквально по баллам подсчитать (начисляя один балл за каждое совпадение), какая из выбранных профессий наиболее соответствует Вашим способностям и склонностям, требованиям,  жизненным обстоятельствам.

Этап 8. Проверка  оптимальности совершенного выбора профессии.

     Для того, чтобы получить объективную оценку, обсудите сделанный Вами выбор с теми людьми, чье мнение для Вас ценно и авторитетно: с родителями, друзьями, учителями, представителями данной профессии, психологами-профконсультантами. Но помните, что решающее «право голоса» остается всегда за Вами.

Этап 9. Планирование профессионального пути.

     На заключительном этапе необходимо наметить конкретные шаги по пути следования выбранной профессии: определиться с учебным заведением, в котором можно приобрести профессию, продумать, где можно получить начальный профессиональный опыт и постоянное место работы, как совершенствовать свои профессиональные навыки.

                              Что влияет на выбор профессии

Ни один выбор в жизни человека не совершается абсолютно самостоятельно, независимо ни от кого. Принимая решения, мы советуемся с кем-то, вспоминаем опыт близких, знакомых.

Какие факторы обусловливают выбор человеком той или иной профессии? На практике оказывается, что склонности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние.     

Российский академик Е.А. Климов описал восемь факторов выбора профессии.

1. Позиция старших членов семьи

Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.

2. Позиция товарищей, подруг

Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.

3. Позиция учителей, школьных педагогов

Наблюдая за поведением, учебной и вне учебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.

4. Личные профессиональные планы

Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.

5. Способности

О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.

6. Уровень притязаний на общественное признание

Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.

7. Информированность

Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной

профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.

8. Склонности

Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это — интересы, подкрепленные определенными способностями.

Ошибки выбора профессии

Выбор и постижение профессии не простой процесс, на этом пути человека подстерегают различные сложности. При выборе профессии учащиеся наиболее часто совершают следующие ошибки:

1. Выбор профессии “за компанию”

Часто человек не владеет необходимой информацией, не достаточно уверен в себе, не готов взять на себя ответственность за свой выбор. В такой ситуации осуществляется выбор профессии “за компанию”. Как бы это ни было сложно и волнительно, а принимать какое-либо решение всё равно приходится. И в такой ситуации хочется быть рядом с тем, кто в себе уверен, кто уже принял решение и убеждён в его правильности. Однако существует опасность, что избранная ради компании профессия не отвечает интересам и способностям человека и уже через год-полтора учёбу в училище, колледже или ВУЗе возникает разочарование, недовольство, желание “начать всё с начала”. Возможна вероятность что, выбранная таким образом профессия, тебе не подойдёт. Однако следует помнить что профессия, которая нравится твоему другу, может не понравиться и не подойти тебе.

2. Выбор профессии по внешнему представлению о ней.

Некоторые профессии со стороны кажутся очень привлекательными. Но очень часто человек не понимает, какую гигантскую подготовительную работу нужно проделать, чтобы достичь желаемого успеха.

Выбирая профессию, нельзя обращать внимание на её внешнюю, привлекательную сторону, нужно узнать как можно больше о содержании труда.

3. Перенос отношения к человеку на саму профессию.

Бывает, что профессия начинает нравиться потому, что ей обладает человек, который тебе симпатичен. И уже поступив на такую специальность, молодой человек мало-помалу обнаруживает для себя, что его интерес был ошибочно принят за интерес к профессии.

4. Отождествление учебного предмета с профессией.

Даже если тебе очень нравится какой-то школьный предмет, из этого ещё не следует, что понравится связанная с ним работа. Одно дело – эмоционально обсуждать на уроках поступки литературных героев, и совсем другое – зарабатывать на жизнь тем, что читать каждый день сотню страниц текста готовящихся к печати книг, исправлять в них все орфографические ошибки и редактировать неудачные фразы.

Главное помнить, что школьный предмет – то ещё не профессия. Интерес к нему не говорит о том, что понравится связанная с ним работа.

5. Выбор исключительно по признаку престижности.

Например, некоторые молодые люди выбирают экономическое образование, основываясь на этом признаке. И не учитывают того, что деятельность в такой области, как правило, требует специфических качеств характера – например, предельной пунктуальности и устойчивости к однообразной, монотонной деятельности, устойчивости к стрессам. Работать бухгалтером в банке не значит ворочать миллионами. Вряд ли получится хороший работник из того, кто пошёл изучать экономику, не потому, что чувствует интерес именно к такой деятельности, а потому что это “круто”. Бывает и наоборот: человек чувствует в себе призвание к какой-либо деятельности и хочет ею заниматься, но отказывается от своего намерения, потому что это, как считает его окружение, не престижно.

На профессии, как и на большинство других жизненных явлений, существует мода. Но не всегда именно то, что модно, оказывается наилучшим или подходящим для человека лично. Выбирать профессию, руководствуясь модой, не вполне логично. Ведь к тому времени, когда ты закончишь обучение и начнёшь работать мода, скорее всего, изменится.

6. Выбор вопреки, назло чему - или кому-либо.

“Говорят родители и друзья, что мне медведь на ухо наступил – ну ничего вот увидят меня на эстраде, посмотрим, что тогда скажут”. Случаев, когда выбор рода занятий вопреки каким-либо барьерам и ограничениям приводят к жизненному успеху, совсем немного. Если у кого-то выражены не устранимые дефекты речи, то его попытка “бросить вызов” обстоятельствам, став телеведущим, вряд ли приведёт к чему-либо, кроме того, что он сделается всеобщим посмешищем. Хотя в других областях деятельности не предъявляющих столь жёстких требований к устной речи, этот человек мог бы добиться успеха.

Выбор профессии – дело, существенно влияющее на судьбу человека, и не очень умно совершать его “назло” кому-нибудь или чему-нибудь.

7. Недостаточный учёт своих способностей.

При огромном желании, потратив много времени и сил, можно стать специалистом даже в том, к чему у тебя способностей нет совершенно.          А будь эти усилия приложены к тому, что соответствует способностям, достигнутые результаты оказались куда лучше.

8. Ориентация на мнение случайных людей.

Часто подростки при выборе профессии ориентируются на мнение людей имеющих весьма смутные представление о той профессии, к выбору которой они подталкивают. Порой окружающие очень любят раздавать советы, кому и кем быть, даже если их собственные представления о мире профессий ограничиваются лишь бытовыми, стереотипными суждениями. В принципе дать обоснованный совет, подходит ли человеку какая-либо профессия, может лишь тот, кто очень хорошо знает и её саму и человека.

9. Незнание/недооценка своих физических особенностей, недостатков и/или игнорирование медицинских противопоказаний.

Повышенные требования к здоровью в целом или к отдельным его аспектам предъявляют очень многие профессии, а совершенно здоровых людей, к сожалению, не так уж и много. Связанные с этим сложности вероятно не только в таких профессиях как лётчик или пожарный, но и в более “приземленных” видах деятельности. Подобные ограничения вполне оправданы и обусловлены они в первую очередь заботой о тех, кто готовится к работе. Поэтому обязательно нужно проконсультироваться с врачом, если имеются хоть малейшие сомнения по поводу того, насколько интересующая профессия совместима со здоровьем человека.

10. Ориентация на мнение родителей и близких людей.

Часто случается, что родители или близкие нам люди навязывают нам собственное мнение и всеми доступными им средствами подталкивают нас к выбору той или иной профессии. Во многих случаях взрослые хотят, чтобы ребёнок сделал то, чего, в своё время, не удалось достигнуть им самим.

11. Устаревшие представления о характере труда в сфере материального производства.

Во все профессии и, прежде всего в рабочие внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда.

12. Отношение к выбору профессии как к чему-то неизменному.

В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этой наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошёл начальные ступени.

13. Низкий уровень критического отношения к себе.

Иногда типичные ошибки оказываются связанными с недостаточным уровнем критичности. Низкий уровень критичности (если он наблюдается у подростка) не позволяет ему в полном объёме выявить и дать объективную характеристику собственного положения. В таком случае проблема выбора профессии как бы упрощается, а к вариантам возможных решений предъявляются более поверхностные требования.

Заключение

Выбор профессии – важный шаг в жизни каждого человека. Профессия человека своего рода судьба, поэтому стоит потратить время, чтобы основательно и заблаговременно ее планировать.

Чтобы профессиональная ориентация дала нужные результаты, она должна быть непрерывным процессом, проводиться в системе, состоять из ряда взаимосвязанных этапов.

В настоящее время выбор будущей профессии, происходит в условиях нестабильной экономической ситуации в стране. Нестабильность и неопределённость жизни,  материальные трудности ведут к тому, что молодёжь с тревогой и опасением смотрит в завтрашний день. Адекватность выбора и уровень усвоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому так важно сделать правильный выбор.

При выборе профессии необходимо убедится в том, что Вы не ошиблись в оценке собственных  способностей и потребностей. Вы должны хорошо себе представлять, где ваши знания  впоследствии вам пригодятся, где они будут востребованы.

Выбирая будущую профессию, вы должны хорошо знать, чем вам придется заниматься,  т.е. представлять круг ваших обязанностей, плюсы и минусы  будущей работы.

          Сделать правильный выбор – это реально!

Список литературы

1. Климов Е.А. «Психология профессионального самоопределения» Ростов-на-Дону, 1996.

<>2.
<>3.Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1984., 2-е издание 1990.
  • Пастушкова Е. на пути к профессии. Выбор современных школьников: [заполнение профориентационной карты]/Наталья Кулько//Кем быть?.-2011-№5-6.
  • Куровская С.Н. Помощь родителям и подросткам в профессиональной ориентированности. С.Н. Куровская// Планета-семья.-2012.-№12.
  • Шкапцова И.В. Готовить к выбору профессии: система работы школы:[формы и методы профессиональной ориентации школьников]/И.В. Шкапцова//Народная асвета.-2013.-№3. 
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.