Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 98 человек

Нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников на уроках истории и обществоведения

Дата: 6 апреля 2018 в 14:12

1 Информационный блок

1.1Название темы опыта

Нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников на уроках истории и обществоведения

1.2Актуальность опыта

Современная глобализация, тесная связь с коммуникационно-информационными технологиями и средствами массовой информации соседних стран и стран дальнего зарубежья, посредством телевидения, интернета, стирают границы понимания подрастающего поколения нашей страны своей идентичности, культурного своеобразия, отношение к уникальной общности. В этих условиях, одними из основных целей и задач обучения и воспитания детей на уроках истории и обществоведения, является развитие личностной компетенции. В учебной программе по всемирной истории, истории Беларуси и обществоведению, делается акцент на формирование основ этнонациональной, гражданской, культурной идентичности личности; развитие нравственной, политической, правовой, экономической культуры в единстве знаниевого, поведенческого и эмоционально-ценностного компонентов; воспитание чувства гражданственности и патриотизма, в том числе, на основе усвоения мирового историко-культурного наследия и осознания места Беларуси в этом наследии; воспитание приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Республики Беларусь [1, с.3, 2, с.3].

Всё это очень важно для развития всех сфер жизни нашей страны, так как, известно, без гражданственности, патриотизма невозможно построить полноценное, справедливое, экономически и политически развитое общество.

С раннего возраста человеку нужно прививать любовь к культурному, историческому, тем более героическому прошлому своих предков. Это приводит к становлению ответственного, уверенного в себе, уважающего себя и окружающих субъекта общества.

Все данные качества должны воспитываться априори на уроках. Но все же, ввиду загруженности, формализму, активному и разностороннему темпу обучения, погоней за результатами и достижениями, им не всегда уделяется должного внимания.

Данная проблема очень актуальна в современной Беларуси, ведь сейчас растёт новое поколение, формирующееся в вполне стабильной общественно-политической и экономической обстановке, которое должно стать фундаментом и опорой белорусской государственности в будущем[3, с.5].

1.3Цели

Развитие нравственности и гражданско-патриотических качеств личности на уроках истории и обществоведения.

1.4Задачи

-Изучить и проанализировать теоретическую и методическую литературу по проблематике воспитания нравственности и гражданско-патриотических качеств школьников;

-Обобщение и систематизация полученных знаний. Формулировка и определение наиболее оптимальных условий, методов и приёмов воспитания нравственности, гражданственности и патриотизма;

-Использование и применение на практике системы методов и приёмов по воспитанию нравственности, гражданственности и патриотизма;

-Подведение итогов и описание опыта работы.

1.5Длительность работы над опытом

Первый этап работы – 2015/2016 учебный год – изучение тематики, применение на практике

Второй этап работы – 2016/2017 учебный год – применение опыта на практике

Третий этап работы – 2017/2018 учебный год – применение на практике и обобщение опыта

2 Описание технологии опыта

2.1Ведущая идея опыта

Деятельность направлена главным образом на формирование положительных, нравственных и гражданско-патриотических качеств учащихся в ходе воспитания на уроках истории и обществоведения. Основными качествами являются:  гражданский долг, уважение к предкам, любовь к Родине. Так же на стимулирование интереса к экономическим, политическим, культурным тенденциям развития общества; развитие патриотических и гражданских чувств посредст­вом ценностного отношения к своим историческим корням, национальному менталитету, культуре, традициям, родному языку; воспитание гражданской компетентности, патриотизма, национального самосознания, уважения к общечеловеческим ценностям.

Формулировка и представление, на мой взгляд, наиболее продуктивных методов и приёмов, и в общем, модели работы с учениками на уроках по данной проблематике.

2.2Описание сути опыта

         Для того, что бы понимать, как и чему учить детей, как их воспитывать, на что обращать особое внимание, нужно представлять общую картину их психологического развития и воспитания. Это часто нужно для того, что бы подбирать нужные дифференцированные формы и методы работы, иногда корректировать воспитание и обучение некоторых учащихся, осуществляя индивидуальный подход.

Так, при работе в базовой школе, наблюдая за поведением учеников 5-9 классов, как они относятся к себе, к другим детям, в общем, к окружающим людям,  окружающему миру, своей стране, у меня сформировалась определённая картина их гражданско-патриотического и нравственного развития и воспитания. Сюда включаются такие понятия как гражданский долг, самосознание, ответственность, активность, патриотизм, деятельность и многие базовые нравственные качества (доброта, толерантность, уважение, совесть, альтруизм и др.) На основе вышесказанного выделяю три уровня  воспитания учащихся.

На первом уровне находятся ученики 5 класса. В связи со своими возрастными особенностями, во многих случаях, не всегда придерживаются общепринятых норм поведения, в любой деятельности принимают участие только под контролем взрослых либо старших товарищей. Бывает, что правила поведения знают, но не всегда могут их применять. Это касается гражданского самосознания. Что касается гражданского долга и гражданской ответственности, то на этом уровне, учащиеся в большинстве своем, неохотно выполняют общественные поручения, а если и выполняют, то не всегда в полной мере и под контролем. Не проявляют, обычно, чувства долга перед родителями, обществом, Родиной. Не всегда бережно и трепетно относятся к природе, народному достоянию. В принципе, понимают, как нужно относиться  к окружающему миру, но действия не осознанные. Недостаточно знают дети и законы государства, национальную символику, общепринятые нормы и правила, допуская часто ошибки. Проявляют активность, только в делах, их наиболее интересующих. Что касается патриотизма, то ученики на таком уровне ещё мало интересуются историей и культурой своей Родины. Не проявляют особого интереса к национальным традициям. Мало понимают сущность патриотизма и его роли в жизни общества. Не готовы совершать поступки ради своей страны.

На втором уровне, который приблизительно соответствует ученикам 6-7 класса, когда воспитание, помимо внеурочной работы, различным учебным предметам, в том числе всемирной истории, осуществляется и на уроках истории Беларуси, где более ярко проявляются нравственные и гражданско-патриотические качества. Дети уже более осознанно выполняют, в большинстве случаях, правила поведения, школьные обязанности, добросовестно относятся к поручениям. Хоть и не всегда умеют реализовать в жизни, но знают свои основные права и обязанности в обществе. Более правильно ведут себя в отношении других граждан, сверстников. Имеют уже свои убеждения, и стараются поступать в соответствии с ними. Увереннее определяют себя, как субъект белорусской общности. Более развито чувство собственного достоинства, требовательность в отношении к себе. На этом этапе становления личности дети интересуются своей страной, её культурой, историей, традициями, краеведением, географией. С большей осознанностью понимают слова «патриотизм, «патриот». Готовы к незначительным действиям на благо Родины. Уважительно относятся к наследию белорусского народа, его культурным ценностям, языку, памяти предков.

Уже в 8 классе, когда третий год изучается история Беларуси, а тем более в 9 классе, когда в школьную программу добавляется обществоведение, дети переходят на третий уровень гражданско-патриотической и нравственной воспитанности в базовой школе. У учеников уже довольно устойчиво сформировано гражданское самосознание, ответственность за свои поступки, правовая и политическая культура, патриотизм и интернационализм, нравственные ценности. Они более добросовестны, уверенны в своих силах, убеждениях, отстаивают свои права. Имеют развитое чувство собственного достоинства, ориентируются в понятиях «патриотизм» и «патриот», осознанно понимают словосочетание «любить Родину». Нравственно готовы к более активным действиям на благо страны. Ощущают себя полноценными членами белорусского общества, более осмысленно понимают свою роль в нём. Активнее интересуются историей и культурой своего народа, особенно краеведением. Зная уже большинство событий из прошлого своей страны, более объективно оценивают настоящее. Гордятся и уважают предков[4, с. 11-13].

Ещё в моей практике всех учащихся можно разделить на три категории: гуманитарии, технико-математический склад ума, производственный профиль. Как известно, наиболее сложно прививать патриотизм двум последним категориям, поэтому я применяю индивидуальный подход.

Конечно, эта классификация, не претендует на роль фундаментальной, не является показателем общей картины развития и воспитания учащихся. Она показательна в собственном опыте работы. Это только мои субъективные исследования на основе наблюдений и анкетирования детей, в основном, в процессе обучения и воспитания на уроках истории и обществоведения.

Для диагностики общих нравственных и гражданско-патриотических качеств, в каждом классе провожу анкетирования-опросы.  Осуществляя их (Приложение 1) в 5 классе, на вопросы дети отвечают в основном не осознанно, «на автомате», как научили, но не воспитали. Приходится стараться развивать и воспитывать осознанность. И уже ближе к 9-му классу появляется желаемый результат. Его подтверждает дополнительное анкетирование(Приложение 2). Если в базовом нужно было дать ответ «да», «нет», «затрудняюсь ответить», то в дополнительном анкетировании, расширенном, у вопросов вариантов ответов нет. Нужно сформулировать свой ответ словосочетанием или предложением [3, с.7-10].

С теми детьми, у которых по данной проблематике возникают проблемы, я стараюсь поработать индивидуально. В частности, задавая отдельные задания, наиболее затрагивающие нравственность, патриотизм. Такими заданиями могут быть сообщения о подвигах, достижениях земляков, прочтение дополнительного эмоционального материала на уроке. К примеру, изучая тему восстания 1863-1864 годов на Беларуси, предлагаю самостоятельно найти  и зачитать «Письма из-под виселицы» Калиновского. Иногда привлекаю родителей, предлагая им использовать для воспитания опыт семьи, авторитетность некоторых родственников.

Всеми детьми, конечно, могут не выполняться некоторые нормы и правила морали, но я считаю, что в процессе их физиологического и психического развития, на которое влияет школа, создаются предпосылки для развития и становления фундамента, на который будут налаживаться в последующей жизни новые качества гражданской личности.

Как всем известно, материал учебных пособий рассчитан на самых сильных учеников, и при его изучении возникают определённые проблемы у детей среднего и низкого уровня успеваемости, особенно, если не работать дифференцированно. Тем более, если заставлять «зубрить», слабо успевающих детей, текст учебника по истории Беларуси, то  к предмету будет соответствующее отношение, а это может сказаться и на отношении к  самой стране[5, с. 329-332]. В этом случае я предлагаю делать для них уклон на самые проблемные вопросы, касающиеся морали, вызывающие чувства. Ведь не все после школы станут дипломированными высококвалифицированными специалистами, но хорошими людьми  и патриотами своей страны могут стать все. А уроки истории и обществоведения, одни из тех предметов, которые этому способствуют.

Обучение моральным нормам и принципам на уроках истории и обществоведения, это системный процесс, в котором важно придерживаться регулярности и внимательности в изучении отдельных событий, личностей, процессов. Так как некоторые части учебного материала могут воздействовать более эффективно. Я заостряю особое внимание на примерах побед над врагами. Они вызывают чувства гордости и патриотизма за свою страну, повышают интерес к изучению истории. Поражения же чувства жалости, грусти, печали, сочувствия, неудовлетворённости, расстройства и разочарования. И часто, не так интересны детям. Но всё же, поражения тоже важны, но как примеры, которые должны быть общими, в контексте итогов войны, даже и не удачной для наших предков. А итоги уже могут вызывать ранее перечисленные чувства, которые я использую для развития нравственной позиции к истории нашей земли[6, с. 13-17]. Например, при изучении тематики внешней политики Великого Княжества Литовского, Речи Посполитой следует особо отмечать победы под Грюнвальдом, Клецком, Оршей, Кирхгольмом. Где наши предки демонстрировали мужество, героизм, волю к победе, любовь к своей Родине. Сражались с любыми врагами, и важно, что их борьба имела оборонительный характер. В большинстве своем на наших предков нападали, и с ними развязывали войны, а не наоборот.

Большое внимание заслуживают темы истории Беларуси, касающиеся этнокультурного, этноконфесионального развития. Особенно на таких уроках я стараюсь воспитывать у детей толерантность, уважение к другим народам и религиям. Предлагаю обсудить примеры нахождения разных народов и религий в современности в своей местности. Часто оказывается,  что у некоторых детей есть родственники, относящиеся к самым разным этносам и конфессиям. И тут, важное, значение имеет, подчеркивание исторического полиэтнического и поликонфессийного развития и существования белорусского народа.

При изучении материалов учебника, большее внимание стоит уделять героико-патриотическому воспитанию, а именно, историческим личностям, внесшим большой вклад в развитие нашей государственности, культуры, прославившим наши земли своими положительными поступками, героизмом, своей культурной и религиозной деятельностью. У каждого народа есть такие, и нам следует обязательно знать и помнить про своих. Это Евфросиния Полоцкая, Всеслав Чародей, Витовт Великий, Франциск Скорина, Константин Острожский, Лев Сапега, Тадеуш Костюшко, Кастусь Калиновский и многие другие. Изучая их, обязательным является изучение биографии, деятельности, роли в истории Беларуси. Изучение не останавливается только поверхностным ознакомлением, это работа с дополнительным материалом, сообщения, составление устного портрета, сопоставление и сравнение деятельности с другими персонажами истории, повторение на последующих уроках. Уместно составление и презентация тематической мини-выставки в кабинете истории. Например, я применяю приём «день исторической личности», когда в день рождения известного человека на стенде вывешивается его портрет, информация и дополнительные вопросы для самостоятельной работы.

При изучении истории других стран, регионов и народов мира, я постоянно обращаю внимание на общее или различное в их развитии с историей Беларуси. Сопоставление положительных и отрицательных событий, процессов, персонажей, помогает понять ученикам нашу историю, связать её развитие с остальным миром, а с другой стороны показать уникальность. Например, когда изучается культура какой-то страны мира, особенно в Новое время, я стараюсь обратить внимание на культуру белорусских земель этого же периода, сопоставить, проследить схожие тенденции развития, выделить связи.

Уделяю особое внимание урокам «Наш край» истории Беларуси, интегрирую их с объединением по интересам «Юный краевед». Если в классе есть ученики, дополнительно занимающиеся в данном объединении, то они делятся своими дополнительными знаниями с остальными учащимися, проводя мини-лекции или презентации. Бывает, приглашаются более опытные ученики из других классов. Эта их работа оценивается самыми высшими баллами, тем самым, показывая преимущество внеклассных занятий по краеведению, иногда, приоритет знаний о своей Родине, над некоторыми другими, что помогает воспитанию гражданственности и патриотизма[7,с.353]. Данный метод называем с детьми «ланкастерским обучением», по схожести, с одноименными школами 19 века в Беларуси. Это актуально и на других уроках, к примеру, при изучении тематики развития городов и городского населения Беларуси. Изучая вопрос Магдебургского права, ученики, дополнительно занимающиеся, знакомят остальных, с особенностями своего края в то время, с тем, что районный центр Лоев тоже имел право на самоуправление и так далее. Иногда такой метод работы стимулирует более слабых учеников дополнительно посещать внеклассные занятия, заниматься даже самостоятельно, по изучению родного края.

Так же, на уроках «Наш край», если некоторые ученики уже владеют учебным материалом и не задействованы для обучения остальных, я перевожу их деятельность в научное русло. В этом случая дети занимаются составлением анкет для опросов респондентов, по тем или иным вопросам, касающимся местного краеведения. Либо анализируют уже имеющийся дополнительный материал, для последующего написания исследовательских работ. Тем самым я прививаю интерес науке, к более серьёзному отношению к истории.

При изучении истории Беларуси в 6-9 классах я предлагаю вести детям дополнительный «дневник Беларуси». Это тетрадь, в которой дети фиксируют самые яркие события нашей истории, на протяжении всего обучения. Стимулированием ведения данного дневника, является раздача ярких разноцветных картинок каждому ученику, который его имеет. Картинки в него же вклеиваются и подписываются. Это могут быть «Древние славяне», «Оружие средневековья», «Портрет Витовта», «Битва под Оршей», «Крылатый гусар», «Мирский замок», «Лоевская битва», «Портрет Тадэуша Кастюшко», «Портрет Кастуся Калиновского» и многое другое. Так же приветствуется самостоятельная деятельность, например рисунки, записи сообщений, составление исторических схем, написание эссе на историческую тематику. Практика показывает, что такой метод и средство, дополнительно стимулирует интерес к процессу обучения на уроках истории Беларуси, чем создает условия для формирования гражданственности и патриотизма.

В 9 классе на уроках обществоведения предлагаю ведение схожего дневника, под названием «Нравственный словарь» или «Заметки личности и гражданина». В нем ученики фиксируют основные понятия, правила и заметки, которые могут понадобиться им в дальнейшей жизни в обществе, так же для сдачи экзаменов или тестирования по предмету. Предлагаю его ведение и в дальнейшем.

Для усвоения самых ярких событий и личностей истории, я часто использую словесные, наглядные, практические, эвристические методы работы в виде таких заданий и приемов как: «древние чудеса Беларуси», «репродукция картины события», «словесный портрет», «историческая реконструкция», «хронологическая картина» и многое другое. Например задание «словесный портрет» подразумевает составление учениками описания исторического персонажа, его положительных и отрицательных качеств. Задание «Историческая реконструкция» предполагает раздачу детям необходимого инвентаря и ролей, и уже на основе ранее  полученных знаний, они должны продемонстрировать, либо проиграть историческое действие или событие.

При подборе количества и сложности заданий, обязательно учитываются особенности класса, их успеваемость, работоспособность и уровень нравственного и гражданско-патриотического воспитания. В 5-6 классах это больше игровых и репродуктивных заданий, в 7-9 исследовательских и практических. Так же, чем выше класс, тем больше на уроках должно присутствовать активных методов обучения. К примеру, в 5 классе можно чаще проводить «игры-путешествия», где учитель является основным действующим лицом, а в 9-ом самостоятельные групповые задания, такие как «хронологическая картина», «описание героического подвига», когда учащимся предлагается составить карты схемы и охарактеризовать события прошлого.

Именно интересное изучение истории, обществоведения способствуют становлению гражданской личности

3 Заключение

3.1 Основные выводы

В результате изучения особенностей и работы над формированием нравственного и гражданско-патриотического воспитания школьников, я пришел к выводу, что этот процесс не может проходить только сам по себе, здесь нужна его диагностика и более активное влияние учителя на уроках истории и обществоведения.

Подбирая формы и методы работы, необходимо учитывать возрастные особенности, склад ума и общие умственные способности учащихся. Слабо успевающих учеников необходимо стимулировать более простыми, дополнительными заданиями. Вызывать интерес к предмету необходимо использованием дополнительных средств и форм работы. Так как изучение с интересом этих учебных предметов и способствует формированию гражданственности, нравственности, патриотизма.

Главной идеей моего опыта, является системный, поурочный, более углубленный подход в воспитании школьников на уроках. Он и содействует постепенному переходу на более высокие представленные уровни. Подготавливает к дальнейшему становлению личности. Ведь учитель – это непосредственный проводник информации, тем более воспитывающей, и от того как он предоставляет информацию, будет и зависеть качество воспитания. В своей практике я уделяю внимание не только сумме знаний, но может, даже больше, их качеству, умению рассуждать, делать осознанный и обдуманный выбор, который будет основываться не только на личных интересах, а и интересах окружающих, близких людей и, в общем, общества.

И в итоге, ученики 9-го класса, заканчивая базовую школу, приблизительно все находятся на довольно высоком, одинаковом уровне нравственности, гражданственности, интернационализма, патриотизма.

3.2 Рекомендации

Рекомендую учителям истории и обществоведения на уроках больше внимания уделять личностному, нравственному развитию учащихся. Продумать больше индивидуальных форм работы, создавая «ситуации успеха» для каждого ученика.  Разнообразить уроки различными приемами, методами и средствами работы. Создать условия, чтобы дети любили заниматься данными учебными предметами, независимо от успеваемости. Подчеркивать важность истории, особенно Беларуси, в жизни каждого гражданина. Прививать детям любовь к родному языку. Немаловажно самосовершенствоваться, не только квалификационно-педагогически, но и нравственно. Быть положительным примером гражданина своей страны.

Список использованной литературы

  1. Учебная программа / Всемирная история. История Беларуси 5-9 ксассы. / Национальный институт образования – Мн., 2017. – 96 с.
  2. Учебная программа / Обществоведение 9-11 классы (базовый уровень). / Национальный институт образования – Мн., 2017. – 28 с.
  3. Парафиянович, Т.А. Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся и молодёжи: методические рекомендации / Т.А.Парафиянович, О.Н.Кулик. – Минск: МГВРК, 2007. – 34 с.
  4. Буткевич, В.В. Гражданское воспитание детей и учащейся молодёжи: пособие для руководителей учреждений, педагогов, классных руководителей и студентов / В.В. Буткевич. – Минск: НИО, 2007. – 280 с.
  5. Цыркун, И.И. Педагогика современной школы: Основы педагогики / И.И. Цыркун [и др.]. – Минск: БГПУ, 2012. – 516 с.
  6. Коваленя А.А. Патриотизм – важнейшее условие формирования социально-активной личности / А.А Коваленя // Адукацыя и вахаванне, 2008. №4 – С. 13-17.
  7. Барабанов, В.В. Методика обучения истории: учебник для студ. учреждений высш. Образования  / В.В. Барабанов [и др.]. – М.: Академия, 2014. – 432 с.
  8. Богачева, И.В. История. Обществоведение : как представить собственный педагогический опыт на квалификационном экзамене / И.В. Богачева, И.В. Федоров. – Минск: Пачатковая школа, 2013. – 72 с.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.