Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 98 человек

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ»

Дата: 14 декабря 2018 в 10:33

Государственное учреждение образования

«Уборковский детский сад – средняя школа»

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ»

      Швед Василий Андреевич,

учитель физики

8(029)239-99-92

Актуальность умения своевременно получать, анализировать и обрабатывать необходимую информацию для принятия правильного решения - ключ к успеху жизни человека ХХI века. Поэтому учащемуся необходимо не только овладевать информацией, но и критически её осмысливать, перерабатывать и применять.

На сегодня в поурочном планировании отводится крайне мало времени на решение задач, что предполагает рассмотрение типовых задач средней трудности. К сожалению, в отведённое минимальное время, отданное на изучение физики в обычной школе. На развитие критического мышления, опирающееся на логическое мышление учащихся, у учителя не хватает времени. В результате большая часть ребят часто не понимает то, что слышит, и, к сожалению, иногда даже то, что им говорит учитель. Отсутствие критического отношения к реальности, приводит к отсутствию мотивации к обучению. Для того, чтобы у учащихся появилась мотивация к обучению, надо менять форму проведения уроков.

Задачи невозможно решить только средствами традиционного подхода к преподаванию, при котором учащийся остаётся объектом обучения. Необходим переход к такой стратегии, при которой ученик превращается в субъект образовательного процесса, приходит в школу учиться добывать знания и применять их потом в дальнейшей жизни.

Активизация познавательной деятельности учащихся, развитие самостоятельного логического мышления, формирование умственной самостоятельности – всё это взаимосвязано и находит применение в моей работ. 

Целью моей работы  является апробация и описание различных приёмов технологии развития критического мышления, применяемых на уроках физики, способствующих повышению эффективности образовательного процесса.

Кроме цели были определены следующие задачи:

-проанализировать научно-методическую литературу по данной теме;

-апробировать методы и приемы данной технологии на уроках физики;

-разработать цикл уроков с использованием технологии развития критического мышления и провести апробацию уроков по данной технологии;

-повысить интерес к физике, и развивать мотивацию к учебной деятельности.

Длительность работы над педагогическим опытом:

I этап: изучение опыта (2014/2015, 2015/206 учебный год)

II этап: обобщение опыта (2016/2017 учебный год).

В настоящее время существует множество определений критического мышления. Так, Д. Халперн в книге «Психология критического мышления» пишет: «Критическое мышление – это использование когнитивных техник и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата». По мнению М.В. Кларина критическое мышление представляет собой рациональное, рефлексивное мышление, которое направлено на решение того, чему следует верить или какие действия следует предпринять. При таком понимании критическое мышление включает как способности (умения), так и предрасположенность (установки). [Кларина М.В. 1994]. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. «Критическое мышление не есть отдельный навык или умение, а сочетание многих умений» (Темпл Ч., Мередит К., Стил Дж. Пособие «Как учатся дети: Свод основ»).

Однако, работая с учащими, сталкиваюсь с такими проблемами, что большинство из них практически не умеют проводить аналогию, классифицировать, обобщать информацию; испытывают затруднения при работе с задачами. Многие из них не справляются с такими заданиями, как перевод информации из одной формы в другую, например, текста в таблицу.

В целях выявления уровня сформированности мыслительных операций у учащихся мною была проведена диагностика, в ходе которой было установлено, что многие  ребята испытывают затруднения при работе в умении выделять существенный признак, в умении анализировать. Многие дети испытывают трудности в выполнении заданий по образцу.

Данные диагностики заставили меня задуматься над тем, как сделать процесс обучения более эффективным. Ведь многие учащиеся испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала (не умеют читать вдумчиво, не выделяют главное), а также в большинстве случаев не всегда могут ответить на поставленный вопрос (найти пути решения задачи). На мой взгляд, причина этого в недостаточно высоком уровне развития мышления, и прежде всего критического.

Я считаю, что развитие мыслительных способностей школьников - это есть актуальная проблема, которую необходимо решать. Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально стимулирующих развитие мышления, может использование на уроках физики приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо, так как особенности концептуальных подходов этой технологии заключаются в следующем:

- не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией (заниматься поиском, из потока информации выделять главное, находить в ней смысл, применять в жизни);

- не получение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения;

- совместный поиск решения проблем учителя и обучающего.

Применяя элементы технологии развития критического мышления на своих уроках, я старался создать условия для творческой самореализации учащихся. В основе этого педагогического опыта лежат идеи Л.С. Выготского, А.А. Ухтомского, А.С. Макаренко, И.П. Волкова, И.П. Иванова.

В моем опыте  приведены различные приемы развития критического мышления применительно к различным стадиям урока и примеры их применения.

На стадии вызова реализуются приемы, с помощью которых можно выявить остаточные знания учащихся, пробелы в знаниях, умениях и навыках, а также сформулировать те вопросы, которые необходимо узнать и изучить.

На этой стадии я использовал прием «Мозговой штурм», который активизирует внимание всех учеников. У школьников возникает интерес к предмету разговора. На стадии вызова учащиеся, используя свои предыдущие знания, строят гипотезы и самостоятельно определяют цели обучения на данном уроке. Данный прием помогает развитию коммуникативных умений задавать вопросы различных типов, выдвигать гипотезы, аргументировать свою точку зрения, делать выводы.

Например, на уроке физики 8 класс по теме «Тепловые явления», применил прием мозговой штурм:

1. Разделил учащихся на две группы. Одна группа - "генераторы идей", другая группа - "проницательные аналитики", или "эксперты".

2. Объяснил правила игры, рассказал об обязанностях обеих групп. Обратил внимание на то, что высказывать можно любые идеи. Каждый должен высказать хотя бы одну идею.

         3. Ставлю обеим группам задачу.

         4. Прошу "генераторов" высказывать свои решения, а "аналитиков" внимательно слушать, запоминать или записывать все идеи, но не произносить вслух. Если будет шуму "генераторов", то это нормально, даже хорошо, т.к. учащимся необходимо выплеснуть свои эмоции вместе со своими идеями. Время на обсуждение мнений надо неуклонно сокращать, через несколько дней дети научатся высказывать свое мнение по очереди.

5. Все идеи детей необходимо записать на доске или запомнить. При данном приеме уместен магнитофон.

6. Когда идеи иссякнут, необходимо предоставить слово "аналитикам". Учащиеся дружелюбно оценят каждое решение и выберут несколько лучших, а также предложат свои решения.

      Необходимое условие -  предоставить возможность каждому ребенку защитить свое решение, найти ему оптимальную область или условия применения, так как это помогает вырабатывать умение отстоять свое мнение или согласиться с более сильными доводами.

Прием «Корзина» идей, понятий, имен.

Данный прием позволяет выяснить, какие знания имеются у учеников по обсуждаемой теме урока. На доске можно собрать все то, что все ученики знают по изучаемой теме в нарисованный на доске значок корзины. (Можно принести небольшую цветочную корзину, поставить ее на стол и слаживать в нее заранее заготовленные учителем ответы, написанные на листочках).

Обмен информацией провожу следующим образом:

Задаю вопрос о том, что известно учащимся по данной теме.

1.Каждый учащийся вспоминает и записывает в тетради все, что знает по этой теме (работа  индивидуальна, не более 1-2 мин.)

2.Обмен информацией в парах или группах. Учащиеся делятся друг с другом известными знаниями (групповая работа).

3.Каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт  (не повторяясь).

4.Все сведения в виде тезисов записываю в «корзинке» идей, даже если они ошибочны.

5.Все ошибки исправляем совместно с учащимися по мере усвоения новой информации.

Например, перед изучением темы « Агрегатные состояния вещества» в 8 классе дети складывают в корзину все имеющиеся на данный момент знания. После изученного материала учащиеся дополнили корзину  такими фактами: «Лед твердый», «Вода растекается», «Дым быстро заполняет помещение», «Лед может растаять, а вода замерзнуть», « Воду в решете не унесешь» и т.д.

Для развития интеллектуальных умений критического мышления на уроках физики я применял прием «Составление кластера». Кластер –выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде грозди. Кластеры могут стать как ведущим приёмом, так и стратегией урока в целом. «Грозди» - графический приём систематизации материала. Кластер – смысловой блок на основе ключевых слов.

            Например, при изучении темы «Высота и тембр звука. Распространение звука» ситуация вызова происходит таким образом:

           1.вопрос «каким может быть звук?» (ребята предложили: высоким, низким, тихим, громким и т.д.);

           2.вопрос по ключевым словам (заготовка кластера на доске): «как вы думаете, от чего зависит громкость, частота звука? (всё фиксирую на доске, если учащиеся уверены в своём предположении ставлю «+», если нет, то «-», если не понятно, то «?». Т.о.,  учащиеся формулируют цели урока. Учащиеся читают тексты параграфов, поделившись на группы или парами, после чего обсуждают между собой, затем коллективно. После обсуждения заполняем кластер. Конечный продукт урока можно изобразить в виде схемы.

Приём «Знаю – хочу узнать – узнал»

Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление «Маркировочной таблицы». В ней три колонки: знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ). В колонки вносится полученная в ходе чтения информация. Прием «Маркировочная таблица» дает возможность проконтролировать работу каждого учащегося с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке.

Например, при изучении темы в 7 классе «Измерение атмосферного давления» учащимися была составлена следующая таблица:

Знаю

Узнал

Хочу узнать

Почему нельзя рассчитывать давление воздуха так же, как рассчитывают давление жидкости на дно и стенки сосуда?

Плотность атмосферы меняется с высотой, у атмосферы нет четких границ.

Способы измерения атмосферного давления.

Использование данного приема создает условия для развития аналитического мышления (происходит анализ информации, отбор необходимых фактов, сравнение, сопоставление), их информационной и коммуникативной культуры.

Активизировать познавательную активность учащихся помогает приём «Круги на воде».

Опорным словом к этому приёму может стать изучаемое понятие, явление. Это слово записываю в столбик и на каждую букву подбираем существительное, прилагательное, глагол и устойчивое словосочетание. По сути, это небольшое исследование, которое может начаться в классе, а продолжиться дома.

Например, ФИЗИКА:

Ф — факт;

И — измерения;

З — закон;

И — иллюстрация;

К — калькулятор;

А — амперметр.

На уроках физики в 11 классе применяю прием «Лекция со стопами».

Читаю лекцию на тему «Специальная теория относительности», затем делаю паузы, в которых рассказываю об экспериментальных доказательствах следствий СТО, о  парадоксе близнецов, об искривлении пространства, об предсказании Эйнштейна о возникновении черных дыр во Вселенной, о биографии основателя теории относительности.

Приём «Линии сравнения» помогает ребятам систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Таблица из колонок.  Первая колонка называется "линией сравнения". В ней перечислены те категории, по которым необходимо сравнивать какие-то явления, события, факты. В колонки, расположенные справа от "линии сравнения", необходимо вписать информацию, которую необходимо сравнить.  

         На первом этапе использования приема возможна помощь учителя при заполнении линии сравнения (желательно, чтобы линий сравнения было не меньше трех). Учащимся старших классов необходимо выделять линию сравнения самим, т. к. гораздо интереснее опираться на то, что придумал сам.

Приветствую использование цитат. Наиболее целесообразно использовать на обобщающих уроках.

Прием «Верные и неверные утверждения» позволяет проверить знания фактического материала, оценить суждения и аргументировать свою позицию. Важным здесь является то, что учащийся анализирует несколько точек зрения и выбирает наиболее верную путем логического рассуждения. Дополнительно к этому заданию прошу учащихся изложить свои доказательства или предложить спорные утверждения.

Например, утверждение «внутри закрытой каюты корабля можно установить с помощью опыта, движется ли корабль равномерно и прямолинейно или стоит неподвижно» не верно.

Прием «Критический отбор материала на заданную тему» помогает учащимся не только овладеть предметными знаниями, но и способствует развитию критического мышления: умениям анализировать информацию с точки зрения соответствия теме, выделять главное, существенное, критически оценивать отобранные материалы, уметь работать с большим объемом информации и хорошо ориентироваться в информационном пространстве.

Прием «Диалог или дискуссия» применял на стадии рефлексии, чтобы обсудить различные точки зрения, привести доказательства, выявить наиболее ценную идею.

В конце каждой изученной темы подводил итог для конечного закрепления знаний, умений и навыков. Здесь помогает прием «Вывод». Вывод можно делать различными способами, например, сформулировав главную мысль одним предложением, с помощью таблицы или расширенного кластера.

Прием “Написание синквейна”. В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам:

Первая строка - одно существительное. Это и есть тема синквейна.

Вторая строка - два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

Третья строка - три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме. 

Четвертая строка - целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте темы.

Последняя строка – слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

       Приведу пример использования приема «Синквейн» на уроках физики на стадии рефлексии учебного материала:

тема «Трансформаторы»

«Электризация»

Трансформаторы

Повышающие, понижающие.

Гудят, преобразуют, нагреваются.

Нужны во благо человеку.

Опасны.

Электризация

Вредная, полезная.

Притягиваются, трутся, искрятся.

Сообщение телу электрического заряда.

Ей поддаются все тела.

В результате использования  технологии у учащихся появился интерес к изучению физики, процесс обучения стал более осмысленным, деятельностным. Повысилась способность выделять существенные признаки в тексте, выполнять такие мыслительные операции, как анализ, синтез, обобщение, классификация.

Изучая технологию, я столкнулся с проблемой недостаточного разработанного диагностического инструментария для определения эффективности ее использования. Хочу посвятить дальнейший этап своей работы составлению вопросов для определения уровня диагностики критического мышления.

По использованию  педагогического опыта в деятельности других педагогов хочу обратить внимание на то, предлагаемые приемы развития критического мышления учащихся позволяют решать многие задачи курса физики.

ЛИТЕРАТУРА

           1.Варлакова, М.Л. Развитие критического мышления на уроках физики / М.Л. Варлакова // Омский научный вестник. – № 2. – 2012. – С. 243-245.

            2.Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.

           3.Кравченко В.В., Прусов А.В. Некоторые аспекты формирования и развития мышления на уроках физики / В.В. Кравченко, А.В. Прусов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – № 6. – 2013. – С. 76-77.

           4.Энгиноева, Ф.С. Развитие логического мышления учащихся на уроках физики / Ф.С. Энгиноева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). – Краснодар: Новация, 2015. – С. 98-102.

          5.Малахова, Е.И. Методика формирования основных приемов мышления в процессе обучения физики / Е.И. Малахова // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – № 26. – 2011. – С. 474-480.

         6.Загашев, И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Альянс-Дельта, 2003.

         7.Загашев, И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. СПб: Альянс-Дельта совм. с изд-вом «Речь», 2003.

3. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке.- М.: Просвещение, 2004.

          8.Муштавинская, И.В. Технология развития критического мышления: научно-методическое осмысление //Методист.- 2002.-№2

          9.Селевко, Г.К. энциклопедия образовательных технологий: в 2-хт.Т.1.М.:НИИ школьных технологий.-2006

          10.Столбунова. С.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо.// Русский язык в школе «Первое сентября». – 2005. -№18,19

          11.Бутенко, А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. – Красноярск: 2001. – 102 с.

          12.Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М.: Арена, 1994.

          13.Клустер, Д. Что такое критическое мышление? // Перемена 2001, №4    

          14.Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003 – 272с.

          15.Сорина, Г.В. Критическое мышление: история и современный статус//Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 6. 2003. С. 97-110.

         16.Темпл, Ч. Как учатся дети: свод основ / Ч.Темпл, К.Мередит, Дж.Стил // Пособие, -М., Изд-во ин-та «Открытое общество», 2002.- 105 с.   

         17.Федотовская, Е.И. К проблеме развития навыков критического мышления при работе с иноязычными текстами. // «Текст. Восприятие, информация, интерпретация».

          18.Халперн, Д. Психология критического мышления. СПб: Питер, 2000, 512с.

                                                                           Приложение 1

9 класс. Тема урока «Источники звука. Звуковые колебания»

(стадия вызова):

этап

Действия учителя

Действия учеников

вызов

Что же такое звук?

Что вы знаете о звуке?

Что хотите узнать?

Заполнение таблицы

знаю

Хочу узнать

узнал

Можно в виде вопросов

Ключевые слова урока: источники звука; камертон; звуковая волна; звук; слышимый звук; неслышимый звук.

(Ключевые слова и таблица записаны на доске; обсуждение и заполнение таблицы).

- Оцените ещё раз что знаете и что хотите узнать.

(стадия рефлексии):

колеблются с опред частотой, с этой же частотой передаются звуковые колебания в среде.

Итоги урока: (рефлексия)сначала обсуждение в парах или классом по каждому ключ слову: проанализировать что знали , хотели узнать и узнали на уроке.

Заполните таблицу. Что вы узнали о:

источниках звука:

                    «Источники звука»

Искусственные

магнитофон

музыкальные инструменты

шумы моторов

Естественные

голос человека

звуки животных

шум моря

 

 

камертоне: - Камертон – изогнутый металлический стержень на ножке, укреплённый на резонаторном ящике для усиления звука. Изобретён в начале XVIII века, для настройки музыкальных инструментов.

звуковой волне: Звуковые волны являются продольными, они образуются при деформациях сжатия-растяжения в любых средах: жидкость, твердое тело, газ. Звук не распространяется в вакууме!

     звуке: Звук – это колебания частиц вещества, которые сталкиваются с другими частицами и передают им энергию.

      слышимом звуке: от 16 Гц до 20 000 Гц, - это слышимый звук.

 неслышимом звуке: Это инфразвук (частота колебаний меньше 16 Гц) и ультразвук (частота больше 20 000 Гц). (открыть схему «Звук»)

А теперь составим синквейны.

Синквейн учителя:

«Звук

красивый, мелодичный

колеблется, звучит, распространяется

из массы материала получила урок

песня».

Приложение 2

7 класс. Тема урока «Сообщающиеся сосуды и их применение» 

(стадия вызова):

«Рыбак для сохранения пойманной рыбы живой сделал в своей лодке усовершенствование: он отделил часть лодки, поставив две вертикальные перегородки, и в отгороженной части сделал отверстие в дне. Не зальет ли лодку и не потонет ли она, если спустить ее в воду? — думал он перед испытанием своего усовершенствования, а как думаете вы?» (рисунок лодки на альбомном листе приколоть на доску).

(Класс выслушивает мнения ребят.)

- Чтобы дать точный ответ на эти вопросы, нам придется вспомнить кое-что из изученного по физике и узнать нечто новое.

Фронтальный опрос.

Вопросы:

Ответы:

-« Как-то Слонёнок, Мартышка, Попугай и Удав, выдували мыльные пузыри. Пузыри получались шарообразными. Мартышка долго возилась и сделала себе трубочку с квадратной дырочкой. Но пузырь не получился кубиком! Почему? И почему эти пузыри поднимались вверх?»

По закону Паскаля: Давление, производимое на жидкость или газ передаётся в каждую точку среды без изменения.

Потому что внутри них воздух теплее окружающего

-По какой формуле можно найти давление? (эту и другие формулы записываем на доске.)

Р= F/S

p = ρgh

-По какой формуле рассчитывают силу давления?

FS

F=mg

-А как определить давление жидкости на любой глубине в ней?

P = ρgh

(Формулы записывать на доске)

-От чего же зависит давление в жидкости или газе?

От плотности жидкости или газа, от высоты столба жидкости или газа.

(слушаем ответы.)

- Запомним эту информацию, она нам сегодня пригодится.

(стадия рефлексии):

-Вновь рассмотрите рисунок с лодкой. Что вы ответите рыбаку? (Отсек в лодке и русло реки представляют собой сообщающиеся сосуды. Вода, вливающаяся в отсек, не дойдет до края борта, а будет находиться на таком же уровне, как и в реке. Лодку не зальет, и она будет плавать.

-Горизонтальна ли поверхность воды в реке? А в озере? (В реке — нет: она наклоняется в сторону течения реки; в озере — да.)

-Перед вами два кофейника одинаковой ширины, но один высокий, другой  низкий (рис. 6). Какой из них вместительнее?

(Емкость кофейника и носик — сообщающиеся сосуды, т.к. отверстия носиков расположены на одной высоте, то низкий кофейник оказывается столь же вместительным, как и высокий; жидкость в них входит только до уровня носика.)

        

Приложение 3

9 кл. Тема урока «Источники звука. Звуковые колебания»

Стадия вызова

Маркировка «+», «-», «?»; Верите ли вы, что:

- звук - это поперечная волна?

-звук-это продольная волна?

- всякое колеблющееся тело звучит?

-источники звука колеблются с той же частотой, что и звуковая волна в передающей среде?

- всякое звучащее тело колеблется? И т.д.

         Вопросы подбираются т.о., чтобы учащиеся могли сформулировать цели.

Стадия осмысления:

выдаются тексты или текст параграфа, демонстрационные или фронтальные эксперименты, речь учителя. После коллективного обсуждения - заполнение сравнительной таблицы:

(все остальные выводы можно записать в виде предложений.)

Слышимый звук

Линия сравнения

Неслышимый звук

Частота

Вредное действие

Полезное действие

Источники

И т.д.

Стадия рефлексии:

вернуться к вопросам, оценить свои догадки и предположения, сделать выводы.

                                                                           Приложение 4

7 класс.  Тема урока "Воздухоплавание"

Образовательные цели:

-объяснить возникновение силы Архимеда в газах;

-рассмотреть практическое применение силы Архимеда в газах.

Развивающие цели:

-развитие критического мышления;

-развитие учебно-интеллектуальных умений (объяснять, делать выводы);

-развитие учебно-информационных умений (работать с текстом, выбирать ответы;

-развитие учебно-коммуникативных умений (взаимодействовать в группе).

Воспитательная цель: воспитание самостоятельности и целеустремленности в достижении поставленной цели.

Оборудование к уроку:

  1. Компьютер с проектором.
  2. Презентация « История воздухоплавания»
  3. Воздушные шары разного цвета по количеству учащихся в группах.
  4. Листочки бумаги для каждого ученика.
  5. Сборники задач для каждого ученика.

Для создания положительной мотивации подготовить Незнайку для сценки в начале урока.

При проведении урока использован прием « Зигзаг-2»:

1.Учащиеся изучают текст, затем делятся на группы по количеству вопросов к данному тексту их количество должно совпадать с количеством участников группы.

2.В экспертные группы собираются специалисты по одному вопросу для более детального его изучения, обмена мнениями, подготовки подробного ответа на вопрос, обсуждения формы его представления.

3.Вернувшись в «домашние» группы, эксперты последовательно представляют варианты ответов на свои вопросы.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.