Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 98 человек

Опыт Бусленко С.В. «Развитие связной речи воспитанников разновозрастной группы посредством использования эвристической беседы на прогулке»

Дата: 26 ноября 2018 в 09:35

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Полноценное овладение родным языком оказывает положительное влияние на социально-личностное   и    познавательное     развитие    ребёнка.      Овладевая     речью  как средством общения со взрослыми и с другими детьми, ребёнок познаёт окружающую действительность и самого себя, усваивает нормы социального         взаимодействия, приобщается к культуре своего народа. 

           Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день является актуальной, т.к. процент воспитанников учреждений дошкольного образования с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.  Современные дети всё чаще испытывают трудности в речевом общении, связанные с бедностью активного словаря, грамматически неправильным оформлением высказываний, нарушениями звукопроизношения. Усугубляется эта проблема (на мой взгляд) недостатком общения детей  с родителями,  заменой чтения  сказок, художественной литературы, «живого» общения  гаджетами и мультфильмами.

         Таким образом, возникает необходимость повышенного внимания педагогов и родителей к проблеме речевого развития детей дошкольного возраста, стимулирования их инициативности и активности в общении со взрослыми и  сверстниками. Общение в учреждении дошкольного образования осуществляется в различных видах деятельности на протяжении всего дня. Эффективность развития речи в процессе общения во многом зависит от того, какими средствами  пользуется педагог. Работа с современными детьми требует внедрения новых эффективных методов взаимодействия. Так как в нерегламентированной деятельности воспитанники охотнее идут на контакт, я решила найти методы, способствующие  развитию речи, которые можно применить на прогулке.

        Основополагающей задачей речевого развития детей дошкольного возраста является развитие связной речи. Именно в связной речи реализуется основная функция языка и речи – коммуникативная (общения). В ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком, и наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития. Развитие связной речи включает развитие двух её форм: диалогической и монологической речи.

 Основной формой общения детей дошкольного возраста является диалогическая речь. Формирование диалогической речи ребенка направлено на развитие навыков и умений вести диалог, слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения.

 Развитие связной монологической речи предполагает формирование умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные высказывания разных типов. Эти умения формируются на основе элементарных знаний о структуре текста и типах связи внутри его. В уровне развития связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны.

В основе моей работы  исследования психологов, педагогов, лингвистов  (Л.С. Выготского,  С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной, Е.И. Тихеевой, О.С. Ушаковой и др.),  показавших необходимость комплексного подхода к решению задач развития речи. Достижение результативности связано с внедрением новых эффективных методов и приёмов обучения детей. В их число исследователи,  учёные и передовые практики (Е.И. Смолер,  М.М. Ярмолинская, Л.К. Ладутько,  С.В. Шкляр,       Л.В. Лобынько, Т.Ю. Швецова) справедливо включают эвристический метод,  обладающий особым развивающим потенциалом [3, с. 15].

Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста.      Ещё великие педагоги-классики Я.А. Коменский,

Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци,  М. Монтессори в своих трудах утверждали, что  идеальным условием для развития ребёнка является «окружающая природная среда»  [7, с. 11]  М. Монтессори  писала: «Мы не можем развивать наблюдательность, говоря ему: «Наблюдай!» Ему надо дать средство для такого наблюдения». Надо приучать детей восхищаться каждой, даже самой незначительной, частицей природы, будь то цветок или муравейник, понимать её гармонию и беречь [7, с. 26].  

Наблюдения вызывают у детей интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. На прогулке воспитанники разновозрастной группы могут одновременно работать над одной проблемной ситуацией в меру своих возрастных особенностей. Беседа –   диалогический метод обучения, который предполагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы. Задача педагога –   так построить беседу, чтобы опыт деятельности каждого ребёнка стал достижением всего коллектива (Е.А. Флерина) [2, с. 44].

В учреждении дошкольного образования проводятся беседы разного содержания. В своей работе  я подробно  остановилась на беседах о природе.

В работе М.М. Ярмолинской «Методы ознакомления детей дошкольного возраста с природой» раскрыты особенности   беседы  как метода ознакомления дошкольников с природой» [11, с. 39]. 

В зависимости от дидактических целей беседы о природе принято делить на следующие виды: а) установочная (проводится с целью привлечь внимание детей к предстоящей деятельности, актуализировать имеющийся  опыт, установить связь между знаниями, полученными ранее, и предстоящей экскурсией, наблюдением и т. д.); б) эвристическая (используется в основном в старшем дошкольном возрасте, позволяет установить причины разнообразных явлений с помощью рассуждений, направлена на самостоятельное решение детьми познавательных задач); в) итоговая (проводится по мере накопления у детей представлений об объектах и явлениях природы, обобщает и систематизирует знания детей, полученные в процессе наблюдений, игр, чтения художественных произведений, труда, проведения опытов и т. д.) [4, с. 27].

 Остановлюсь на эвристической беседе. В переводе с греческого heurisko – «открываю», «отыскиваю», «нахожу». Речь идет о нахождении знаний, ответов на поставленные вопросы.  Истоки эвристической беседы следует искать в Древней Греции, в методе античного философа Сократа. Несмотря на солидный возраст метода, понятие эвристического обучения в педагогике стало использоваться относительно недавно. Отсюда –  отсутствие единой трактовки: эвристическое обучение может подразумевать собой форму обучения (к примеру, эвристическая беседа), метод обучения (скажем, мозговой штурм) или   технологию   творческого развития   воспитанников.

Эвристическая беседа – один из словесных методов обучения.  Сущность эвристической беседы состоит в том, что воспитатель  путем постановки перед  воспитанниками определенных вопросов и совместных логических рассуждений подводит их к определенным выводам, составляющим сущность рассматриваемых явлений, процессов, правил. При этом воспитатель путём поставленных вопросов  побуждает воспитанников воспроизводить и использовать имеющиеся у них представления, познания,  сравнивать, сопоставлять, делать умозаключения.            Коллективная    беседа  создает атмосферу  общей заинтересованности,  положительно влияет на развитие, прежде всего творческого мышления.
         В процессе эвристической беседы выделено пять серий вопросов:

-  первая серия вопросов должна быть направлена на то, чтобы выяснить целевую установку темы, как проблемы, требующей решения          (Кто? Где? Когда? Что? В чем суть? Какова главная идея?).

- вторая серия вопросов должна быть направлена на решение поставленной проблемы (Почему? Отчего? Зачем? Что я об этом знаю?).

- третья серия вопросов ставится в связи с выполнением намеченного плана (Что лучше? Что правильнее? Перескажите. Сформулируйте. Объясните.)

         - четвертая серия вопросов приводит к формулировке вывода самими детьми  (Согласны ли вы с этим? Найдите ошибки? Что правильнее?)

- пятая серия вопросов выясняет применение этих знаний (Как и где использовать? Что еще может интересовать?)

Основным условием эффективности эвристической беседы является правильное конструирование вопросов, т.к. в беседе вопрос воспитателя - это, по преимуществу, посильная проблемная подзадача, требующая решения небольшой части проблемы, поставленной в начале беседы. 

 В условиях разновозрастной группы   задачи эвристической беседы на прогулке носят разноуровневый характер. Это для одних воспитанников –  ознакомление, для других –  закрепление, а для старших –  творческая мастерская мысли. Воспитателю необходимо применять личностно ориентированный подход в развитии речи [6, c. 7] и  дифференцированно  подбирать формы общения  с детьми [1, c. 75].  

          Особенностью разновозрастной группы является  ежегодное изменение количественного и качественного состава воспитанников. На период   обобщения педагогического опыта    группу детского сада посещали 17 воспитанников:  1 воспитанница старшего дошкольного возраста от  6 до 7 лет, 4 воспитанника старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет,  6 воспитанников среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет, 6  воспитанников  первой младшей и второй младшей групп от  2  до 4 лет.

Так  как  проведение и руководство эвристической беседой требует особой подготовки  воспитателя, запаса знаний у детей я решила  проводить их не  чаще одного раза в неделю. Тематику бесед  разработала в соответствии с образовательными областями «Ребенок и природа», «Ребёнок и общество» учебной программы дошкольного образования [8, с. 17]    (Приложение 1).

         Разработала этапы организации эвристической беседы на прогулке:

1. Проведение предварительной подготовки воспитателя (выбор интересного для детей объекта для изучения) и воспитанников (занятия, наблюдения, чтение художественной литературы, дидактические игры, экскурсии, просмотр видео, работа с родителями).

2.  Определение темы и  цели эвристической беседы.

3.  Формулирование вопросов и предполагаемых ответов.

4.  Написание плана-конспекта эвристической беседы.

5. Подготовка наглядных и техничных средств.

Разработала общий алгоритм  проведения  эвристической беседы на прогулке для разновозрастной группы:

1. Заинтересовать темой беседы  воспитанников  старшей и средней подгруппы.

2. Первый вопрос задать воспитаннику младшей подгруппы (Что это?).

3. Вопросы второй серии обсудить с  воспитанниками второй младшей и средней подгруппы  (Почему?).

4.  Проанализировать с воспитанниками средней подгруппы, что известно, а что неизвестно в проблемной ситуации, акцентируя внимание на неизвестном (Что я об этом знаю?).

5. Обсудить с воспитанниками средней подгруппы  способы и приёмы нахождения ответа на поставленный вопрос (Как мы об этом узнали?).

6. Вовлечь старших воспитанников для определения правильности версий ответов детей (Согласны ли вы с этим?).

7. Подвести итоги решения проблемной ситуации, закрепив радость и удовлетворение от общения друг с другом, отметить продвижение каждого из участников беседы.

Рассмотрим весь процесс на примере проведения эвристической беседы «Лист кленовый золотой».

В течение недели с воспитанниками изучалась тема «Золотая осень». В специально организованной деятельности с воспитанниками проводились занятия по всем образовательным областям по данной теме. В нерегламентированной деятельности дети играли в различные игры «Когда это бывает?», «Что сначала? Что потом?», «Детки с ветки» и другие. С детьми проведены беседы «Цвета и цветы осени», дискуссии «Откуда у осени золото?», «Почему осень называют художником?». На прогулках проведены наблюдения за осенними явлениями живой и неживой природы, экскурсия в парк. Дети разрисовали осенние листики, нарисовали рисунки по теме, сделали аппликацию, познакомились с репродукциями картин              И. Левитана и  И. Остроухова «Золотая осень»,  выучили   стихи и песни об осени.  К концу недели воспитанники всех возрастных подгрупп получили информацию по выбранной теме и в меру своего возраста и индивидуальных особенностей имели представления  об основных признаках осени, у них имелся словарный запас по теме,  могли составлять небольшие описательные рассказы, некоторые из старших воспитанников могли устанавливать элементарные причинно-следственные связи.

Для обобщения и закрепления материала я выбрала интересный объект для обсуждения в процессе эвристической беседы – клён в осеннем убранстве. Определила цель – развивать умение рассуждать; активизировать познавательный интерес; развивать диалогическую речь; формировать умение ставить вопросы и отвечать на них. После выхода на прогулку я применила игровой приём «Путешествие с золотым листиком» и озвучила тему нашей беседы. Предложила детям заранее подготовленные вопросы:

- Как называется это дерево?

- Как называются части дерева?

- Какой формы листья клёна? Какого они цвета?

- Почему их можно назвать золотыми?

- Какого цвета  были листья клёна летом?

- На каких ещё  деревьях листья поменяли окраску?

- Почему листья изменили цвет?

- Какие ещё изменения произошли осенью?

- Как мы об этом узнали?

- Что происходит с жёлтыми листьями?

- Как называется явление, когда осыпаются листья?

- Согласны ли вы с этим?

- Какое значение имеет листопад для дерева? Объясните.

- Что можно сделать из опавших листьев?

Предложила  детям собрать осенний букет из кленовых листьев, сфотографироваться, показать родителям  «волшебный клён с золотыми листьями», рассказать им о нашем путешествии и подготовиться  к конкурсу букетов «Осенние фантазии». Подвела итог беседы – благодарим «золотой листик» за путешествие, проговорила с воспитанниками    новые слова, предложения, отметила достижения участников беседы.

За время обобщения опыта  эвристические беседы не всегда удавались. В этих случаях я переключала детей на другой вид деятельности и возвращалась к теме через некоторое время, в такой момент, когда детям это было интересно. Иногда дети предлагали сами обсудить  явление, факт, предмет, объект, которые их заинтересовали. Была проблема с молчаливыми и застенчивыми детьми, с воспитанниками с тяжёлыми нарушениями речи (Альбина Д., Данила Щ., Артём С.). Если не получалось вовлечь таких детей в беседу, то проводила индивидуальную беседу  с воспитанниками, а иногда и с родителями. Родителям предлагались консультации «Как отвечать на детские вопросы», «Как развить речь ребёнка», «Поговори со мною, мама!». Я обсуждала проблему с учителем-дефектологом, которая на своих занятиях индивидуально работала с этими воспитанниками по теме беседы.

         После проведения бесед на прогулке я стараюсь «культивировать»  представления и знания воспитанников в процессе применения их в других видах деятельности. Так после проведения эвристической беседы «Грибы» с воспитанниками средней группы мы подготовили инсценировку сказки         В. Сутеева «Под грибком». После проведения эвристической беседы «Прилёт аистов»  у девочки старшей подгруппы Татьяны Р. появилось много вопросов (Сколько аистов прилетело в нашу деревню? Хватит ли всем гнёзд?  Где аисты зимовали? Как они переносят длительный перелёт? и т.п.). Так как девочка очень  любознательная, активная, инициативная,  я решила  применить в индивидуальной работе с ней метод проектов. После  наблюдений за гнездом аистов, которое находится на территории нашего учреждения, рассуждений с Таней о жизни птиц,  мы определили, что нам необходимо исследовать особенности проживания аистов в нашей деревне.  

На основании этого  разработали  исследовательско-творческий проект  «Вясёлка» пад белымі крыламі» (Приложение 3). 

После каждой эвристической беседы дети получали задание поговорить на данную тему с родителями. Я разработала памятку  для родителей «Расскажи, что вокруг меня», провела индивидуальные и коллективные консультации с родителями.  Вопрос  «Развитие  речи детей  дошкольного возраста» обсуждался на родительском собрании группы. С родителями были организованы наглядно-информационные, познавательные, досуговые  формы работы. На сайте учреждения родителям были предложены  упражнения и игры для развития речи детей. За период работы над опытом  я вместе с детьми, коллегами и родителями подготовила много выставок («Брось умный взгляд на мусор», «Игрушки старого Нового года», «Осенние фантазии» и др.), сценок, инсценировок («Под грибком», «Теремок», «Колобок», «Репка», «Семья», «Как малыш потерялся», «Пшеничный колосок» и др.), развлечений и праздников. Все эти мероприятия являлись (в какой-то мере) результатом проведения эвристических бесед,  способствовали развитию коммуникативных способностей воспитанников, что является основной функцией связной речи.

Результативность и эффективность опыта.

Анализ работы на заключительном этапе показал, что использование эвристической беседы содействовало качественному изменению развития связной речи детей, овладению воспитанниками разновозрастной группы базовым компонентом образовательных стандартов дошкольного образования.

         В процессе наблюдений установлено, что 75 % воспитанников старшей подгруппы соответственно их возрасту сформированы представления о социальном взаимодействии со взрослыми и сверстниками, о способах помощи младшим, развиты коммуникативные умения. Умеют вести диалог 90% воспитанников, монологическая речь хорошо развита у Тани Р., Насти Л., Даши Ч., Вики М.   Воспитанники  имеют большой словарный запас, умеют грамматически и логически правильно строить предложения. Могут пересказать рассказ, описать, сравнить предметы. При этом их речь последовательна, интересна по содержанию.

         Воспитанники старшей и средней подгруппы умеют задавать вопросы, отличают обобщающие понятия, умеют слушать объяснения педагога. 80 %  воспитанников средней подгруппы могут свободно вести беседу со взрослыми и сверстниками. Все дети старшей подгруппы  могут принимать решения в простых проблемных ситуациях.  Воспитанники среднего возраста наравне со старшими могут передавать диалог действующих лиц при инсценировках и пересказах художественных произведений, проявлять творческие способности в речевой деятельности. Воспитанники с тяжёлыми нарушениями речи (Альбина Д.,  Данила Щ.,  Артём С.) с помощью взрослого могут  описать предмет или явление, строят предложение из 3-5 слов, могут задавать вопросы.

         У воспитанников второй и первой младших подгрупп значительно расширился словарный запас, возрос интерес к общению со взрослыми и детьми.  У воспитанников второй младшей группы  Жени В., Глеба Т., Ксюши Л., Руслана Р.  соответственно их возрасту,  сформировались представления о растениях ближайшего окружения, они могут вести беседу со взрослыми и ровесниками  о событиях, которые произошли за пределами учреждения или дома. Появился интерес к разным видам деятельности на прогулке у воспитанников первой младшей группы Матвея Р., Миланы Д., Насти Ш.

Партнёрское взаимодействие с родителями содействовало решению поставленных задач с воспитанниками и явилось педагогической помощью молодым семьям. У родителей появилось понимание важности совместной деятельности и необходимости постоянного общения  со своими детьми. 

На основании личного опыта я пришла к выводу, что систематическое проведение, целенаправленое планирование и использование эвристических бесед в образовательном процессе приносит положительный результат в развитии диалогической и монологической  речи воспитанников разновозрастной группы.

Список используемых источников

  1. Жихар, О. П. Особенности планирования и организации работы с детьми в разновозрастных группах дошкольных учреждений : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / О. П. Жихар, З. В. Кощева. – Мозырь : Белый Ветер, 2010. – 207 с.
  2. Ладутько, Л. К. Природа в развитии и воспитании детей дошкольного возраста (от 5 до 6 лет) : учеб.-метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с белорус. и рус. яз. обучения /            Л. К. Ладутько, С. В. Шкляр. – Минск : Нац. ин-т образования, 2014. – 255 с.
  3. Смолер, Е. И. Развитие интелектуальной активности детей дошкольного возраста : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. И. Смолер. – Минск : Нац. ин-т образования, 2012. – 104 с.: ил.
  4. Смолер, Е. И. Учим вести диалог // Пралеска. 2014. № 4. С. 13-16.
  5. Старжынская, Н. С. Методыка развіцця роднай мовы : вучэб. дапаможнік / Н. С. Старжынская. Дз. М. Дубініна. – 2-е выд., выпр. – Мінск : Выш. шк., 2008. – 301 с.
  6. Старжинская, Н.С. Развитие речи и общения у детей дошкольного возраста : пособие для педагогов учреждений дошк. образования /       Н. С. Старжинская, Д. Н. Дубинина. – Минск : Адукацыя  і выхаванне, 2012. – 120 с.
  7. Стреха, Е. А. Ознакомление детей дошкольного возраста с природой : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. А. Стреха. – Минск : Нар. Асвета, 2012. – 64 с.
  8. Учебная программа дошкольного образования. – Минск: Нац. ин-т образования, 2012. 416 с.
  9. Шашок, В.Н. Аттестация воспитателей дошкольного образования: учеб.–метод. пособие / В. Н. Шашок, Л. Г. Тарусова,                             М. М. Ярмолинская; ГУО «Акад. последиплом. образования» ; под общ. ред. В. Н. Шашок. — Минск : АПО, 2015. — 92с.
  10.  Шашок, В. Н. Педагогический опыт воспитателя дошкольного образования : технология формирования : метод. пособие /                   В. Н.Шашок, И. Н.Сапун. – 2-е изд. – Минск : Сэр-Вит, 2016. – 64 с. – (Мастерская учителя).
  11.  Ярмолинская, М. М. Методы ознакомления детей дошкольного возраста с природой : опорные конспекты лекций : учеб. пособие /      М. М. Ярмолинская ; ГУО «Акад. последиплом. образования». — Минск : АПО, 2015. — 58 с.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.