Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Новая функция "Пропуски"
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 78 человек

проект духовно-нравственного воспитания

Дата: 30 сентября 2014 в 17:15

Отдел образования, спорта и туризма Лоевского райисполкома

Государственное учреждение образования «Ясли-сад №1 г.п. Лоева»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект

 по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста

 

 

 

 

Подготовила:

заместитель заведующего

по основной деятельности

Грищенко Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014

Неоспоримо, что потенциал духовности заложен в каждом человеке при рождении и его надо развивать. С учётом генетических особенностей психики, сознания можно утверждать, что в каждом ребёнке в различной степени можно воспитывать духовность, в том числе и в ходе специально организованного педагогического процесса. Осознание ребёнком своих слов, действий и поступков с позиции доброты, совестливости, милосердия, сочувствия другим – достойный путь к обретению духовности.

Духовно-нравственное развитие детей 5-7 лет средствами художественных произведений осуществляется по следующим направлениям: развитие чувств, развитие эмоциональной сферы, развитие речи, развитие экологической культуры, развитие творческого воображения, развитие индивидуальности ребёнка.

Критерии развития духовности у детей: способность к сочувствию, сопереживанию; способность к осознанию себя, окружающего мира и рефлексии; способность к нравственной саморегуляции поведения.

Развивать духовность ребёнка – значит учить красоте, истине и добру. Под красотой в данном контексте понимается развитое чувство, привнесение красоты в сферу межличностного взаимодействия; под истиной – всеобщее определение нравственного значение, теоретическое отражение законов природы, человека, общества; под добром – внутреннее и внешнее свободное нравственное самоопределение человека.

Первоначальное обучение ребёнка не бывает делом головы, делом разума – оно бывает делом чувств, делом сердца, его можно понимать как первый шаг на пути духовного взросления маленького человека (К. Песталоцци). Пожалеть слабого, беззащитного, проявить сочувствие к больным, обездоленным, не пройти мимо того, кто нуждается в помощи, не быть бессердечным, безразличным; радоваться и восхищаться прекрасным, природой; жить и действовать для других, уметь строить отношения с окружающими людьми и со всей средой на основе высших чувств в широком смысле слова – в этих чувственно-эмоциональных состояниях в первую очередь проявляется духовность человека.

Поэтому проблема духовно-нравственного воспитания детей сегодня особенна актуальна.

Во-первых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников воздействия на него как на позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются не неокрепший интеллект и чувства ребёнка, на ещё только формирующуюся сферу нравственности. Миролюбие, доброжелательность, великодушие в условиях современной культуры могут оказаться детям неведомы.

Во-вторых, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности. К сожалению, многие родители и педагоги утратили чёткие представления о закономерностях, определяющих развитие ребёнка в тот или иной период детства. Воспитание малыша с плёнок превращается в подготовку к учёбе в школе и реализации удачной жизненной карьеры.

В-третьих, вооружение духовно-нравственными знаниями важно потому, что они не только информируют детей о нормах поведения, утверждаемых веками, но и дают представления о последствиях нарушения норм или правил для окружающих людей.

Поскольку многие родители в силу своей занятости решению насущных проблем предпочитают общественное воспитание и с двух лет, а то и раньше, отдают малышей в детские сады, то именно современные дошкольные учреждения призваны сыграть ведущую роль в формировании основ духовности и нравственного поведения детей.

Духовно-нравственное воспитание, основанное на православных традициях белорусского народа, создаёт условия для наполнения внутреннего мира ребёнка особым ценностным содержанием. При этом традиционные ценности обогащаются, дополняются и углубляются через воспитание у него духовной чуткости, любви, доброты, стремления к совершенству.

По теме «Духовно-нравственное воспитание на православных традициях» мы работаем с 2010 года (по данному направлению работает одна группа).

На первом этапе мы изучили отношение родителей к данной проблеме и провели анкетирование. Анализ ответов показал, что большей части родителей хотелось бы, чтобы дети были знакомы с традициями православной религии и выросли с чёткими представлениями о нормах морали и нравственности.

Поработав по данной теме несколько лет, мы пришли к чёткому убеждению, что воспитание детей без духовно-нравственной основы неполноценно.

Мы используем богатый опыт, духовный мир православия, но без введения религиозного образования.

Педагоги, которые работают с этой группой детей, проходят курсовую подготовку в Гомельском институте развития образования по теме «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на православных традициях».

В ходе реализации программы тесно взаимодействуем с Настоятелем Собора Святой Живоначальной Троицы г.п. Лоева иереем Димитрием.

Реализация программы в группе предусматривает совместную деятельность воспитателя и детей в свободное время во второй половине дня. Программа «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на православных традициях» дополняет, углубляет и расширяет те основные требования и направления, которые заложены в учебной программе дошкольного образования.

Цель нашей работы направлена на формирование основ духовно-нравственной культуры у дошкольников на православных традициях белорусского народа. Для достижения данной цели были определены следующие задачи:

  • развивать эмоционально-ценностное отношение к православным святыням, эстетическое восприятие православного искусства;
  • совершенствовать представление о труде, воспитывать чувство радости от труда на благо других, потребность оказывать помощь;
  • формировать умения и воспитывать желание заботиться о природе; углублять представление и предназначении человека в природе и роли в ней;
  • воспитывать интерес и уважительное отношение ребёнка к православным традициям белорусского народа, праздникам, святыням;
  • воспитывать чувство любви к Родине, к окружающим людям и членам семьи на святоотеческом опыте;
  • воспитывать стремление к нравственному совершенствованию на примере жизни святых;

Для решения поставленных задач созданы условия:

  • в детском саду оформили уголок «Православие»;
  • обеспечили методическое сопровождение.

Большую помощь в этом оказал настоятель Собора Святой Живоначальной Троицы г.п. Лоева иерей Димитрий. При его поддержке собрана библиотека художественной и познавательной литературы для детей и родителей, видеотека материалов для работы с родителями, мультипликационные фильмы нравственного содержания, а также подобраны репродукции по ознакомлению детей с православными святынями и библейскими сюжетами, фонотека произведений православной музыки.

Вся работа проводится по двум направлениям: работа с детьми и работа с родителями.

Ребята посещают храм, участвуют в праздничных мероприятиях Рождества Христова, Пасхальном фестивале, колядных гуляниях.

Самыми эффективными формами работы с воспитанниками при ознакомлении с православными святынями являются экскурсии, основная цель которых, непосредственное знакомство с объектом.

Каждую экскурсию педагог старается сделать яркой, эмоциональной, запоминающейся. Только в храме ребёнок переживает незабываемые часы  и дни. Храм является для него атмосферой благодатной жизни, особенно когда с ним взрослый.

Закрепление полученных знаний во время экскурсии дополнительно осуществляется во второй половине дня с помощью наглядного материала.

При проведении бесед педагоги используют различные методы и приёмы: чтение и комментирование рассказов из различных изданий  Библии для детей, рассказ о картинке, духовно-нравственные беседы.

Знакомя ребят с сюжетами библии, воспитатель использует репродукции картин художников, посвященных изучаемому сюжету.

С большим вниманием относимся к календарным православным праздникам. Это настоящее событие в жизни не только этой группы детей, но и всего детского сада. Православные праздники расширяют сферу детских переживаний, способствуют рождению культуры религиозных чувств.

С детьми организовываем подготовку и празднование Рождества Христова, Пасхального утренника и  Дня Покрова Пресвятой Богородицы. В основе подготовки лежит подробное и внимательное изучение евангельского рассказа о событии, которое отмечается во время данного праздника. В ходе подготовки к праздникам знакомим и разъясняем содержание образов икон: «Рождество Христова», «Покров Пресвятой Богородицы», «Владимирская икона Божьей Матери», воспитываем у детей трепетное, благоговейное отношение к иконе.

Уважительному отношению к матери, любви, желанию заботиться и оказывать помощь учат праздники: Покров Пресвятой Богородицы и День Матери. Дети с трепетом изготавливают подарки для своих мам, проявляя терпение, старание и усидчивость. Праздник Рождества Христова учит детей благотворительности, заботе друг о друге, чуткости, у них растёт желание посочувствовать, утешить, помочь.

Одним из важных средств духовно-нравственного воспитания является чтение художественной литературы. Воспитатель уделяет особое внимание подбору сказок, так как они являются наиболее действенным инструментом, влияющим на сознание ребёнка. Все подобранные сказки ненавязчиво и естественно учат добродетелям, высказывать свои мысли, моделировать взаимоотношения как со сверстниками, так и со взрослыми.

Трудовое воспитание является следующим средством духовного воспитания и нравственного развития ребёнка. В совместной со взрослыми трудовой деятельности у воспитанников развиваются такие индивидуально-личностные особенности, которые не могут проявляться в других видах деятельности. У них формируется умение оказывать практическую помощь сверстникам, заботиться о младших и слабых, бережно относиться к предметам рукотворного мира. Постоянно занимая детей доступным трудом, педагоги воспитывают у детей дружелюбие, взаимопомощь, они не ссорятся, а наоборот, учатся ставить цели, планировать свою работу, доводить дело до конца.

После проведения занятий, экскурсий, просмотров и чтения литературы педагоги с воспитанниками закрепляют полученную информацию в игровой деятельности.

В игре воспитатели охраняют духовную жизнь ребёнка, не допускают, чтобы приспособление и подражание дурному стилю стали доминирующей силой в игровых действиях и реальных устремлений детей.

Таким образом, духовность следует рассматривать как важнейшую основу личности, как генетически и социально обусловленное образование в её структуре, в основе которого лежат альтруистические, нравственно-эстетические и коммуникативные качества, потребности и способности.

 

 

Примерный перспективный план работы по формированию духовно-нравственной культуры  детей старшего дошкольного возраста

 

Тема недели

общение

Игровая деятельность

Познавательная практическая, игровая деятельность

Художественная деятельность

«Великая книга – Библия»

Цель: познакомить с Библией, формировать бережное отношение к святыне христиан

Беседа «Мои любимые книги»

Беседа «Как надо относиться к книгам?»

Дидактическая игра «Вспомни сказку»

Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»

«Книжкина больница» (ремонт книг)

 

 

Аппликация «Закладки для книг»

Рассматривание иллюстраций из Библии

Чтение сказки К. Кыдревой «Капелька росы»

«У каждого свои плоды»

Цель: воспитывать трудолюбие, уважение людям труда

Беседа-рассуждение «Может ли человек приносит плоды?»

Чтение и толкование поговорок и пословиц о труде

Дидактическая игра «Вершки и корешки»

Дидактическая игра «Что сначала, что потом»

Цикл наблюдений за трудом работников детского сада

Чтение стихотворений Дж. Родари «Какие бывают ремёсла», «Чем пахнут ремёсла»

«Берегите хлеб»

Цель: воспитывать бережное отношение к хлебу

Заучивание пословиц и поговорок о хлебе

Беседа «Что выпекают дома ваши мамы?»

Рассказ-проповедь «Берегите хлеб»

Дидактическая игра «Разложи по порядку»

Рассматривание и сравнение колосков пшеницы, ржи и овса

Экскурсия в магазин

Тестопластика: изготовление хлебобулочных изделий для сюжетно-ролевой игры «Магазин»

Чтение рассказа П. Засодимского

«Откуда взялся хлеб?»

«Пресвятая Богородица – Дева Мария»

Цель: воспитывать любовь и уважение к матери на примере образа Пресвятой Богородицы

Рассматривание Владимирской иконы

Беседа «Как можно проявлять заботу о матери?»

Рассказ «Моя мама»

Дидактическая игра «Назови ласково»

Дидактическая игра «Собери букет»

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Выставка детских рисунков «Мамочка милая моя»

Рассматривание фотографий мам

Чтение стихотворения А. Барто «Разговор с дочкой»

«Православный крест»

Цель: воспитывать уважительное отношение к православной святыне

Рассматривание изображений разных православных крестов

Дидактическая игра «Найди отличия»

Экскурсия в собор Святой Живоначальной Троицы

Лепка-барельеф «Мой нательный крестик»

 

«Божьи заповеди»

Цель: учить жить по заповедям Божьим, строить свои отношения в обществе

Пальчиковая игра «Дружная семья»

Дидактическая игра «Дружная семья»

Дидактическая игра «Хорошо  - плохо»

Изготовление памяток правильного поведения

Чтение стихотворения «Заповеди для маленьких»

 

«Сказка про добрые и колючие слова»

Цель: воспитывать у детей непринятие к сквернословию

Рассуждение «Можно ли обидеть словом?»

Беседа «Что мы испытываем, когда нам говорят вежливые слова»

Дидактическая игра «Ласковое словечко»

Дидактическая игра «Оцени поступок»

Составление памятки «Добрые правила»

Рисование «Плохие слова»

Чтение сказки А. Фёдорова – Давыдова «Добрый сосед»

«Наши православные святыни: храм»

Беседа «Чем отличается храм от обычного дома»

Беседа «Что я видел в храме»

Беседа «Из чего строят дома и здания»

Игра со строительным материалом: построим новый храм

Экскурсия в собор святой Живоначальной Троицы

Рассматривание изображений разных православных храмов

«Светлое Рождество Христова»

Цель: приобщать детей к благочестивым христианским традициям

Беседа «Какие праздники я люблю?»

Выставка детских рисунков «Сказки волшебницы Зимы»

Словесная игра «Ласковое словечко»

Празднование Рождества Христова

Рассматривание иконы Рождества Христова

Просмотр видео «Притчи Иисуса»

«Пришли Коляды – все люди рады»

Цель: знакомить детей с христианскими традициями

Беседа «Блюда для колядок»

Заучивание колядных песен

Белорусская народная игра «Коляда»

Изготовление костюмов и атрибутов к колядкам

Чтение стихотворения В. Жуковича «Калядная вячэра»

 

«Честность и обман»

Цель: воспитывать умение строить взаимоотношения в соответствии с нравственными правилами

Беседа «Нужно ли быть честным?»

Рассуждение по пословице «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»

Дидактическая игра «Оцени поступок»

Просмотр видео «Шишкин лес. Обман»

Чтение русской народной сказки «Честный мальчик»

 

«Масленица»

Цель: поддерживать интерес к православной культуре

Беседа «Чем мне нравится весна?»

Беседа «Какие блюда готовят на Масленицу»

Белорусская народная игра «Горит блин»

Дидактическая игра «Когда это бывает»

Обследование участка «Где быстрее тает»

Лепка из солёного теста «Вы блиночки мои»

 

«Вход Господень в Иерусалим – Вербное воскресение»

Цель: знакомство с православными праздниками

Чтение отрывка и Библии «Вход Господень в Иерусалим»

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Наблюдение за ветками вербы

Рисование с натуры «Ветки вербы в вазе»

Чтение стихотворение А. Блока «Вербочки»

«Благовещение»

Цель: знакомство с православными праздниками

Беседа «Какой вестью я хотел бы образовать родителей»

Дидактическая игра «Где чей детёныш»

Составление правил радости

Коллективный труд «Наведение порядка к празднику»

Рассматривание иконы «Благовещение»

«Пасха»

Цель: знакомить с православными праздниками, приобщать к христианским традициям

Беседа «Как наши родители готовятся к Пасхе?»

Рассказ воспитателя «Что такое «писанки» и «крашенки»?»

Подвижная игра «Катись, катись, яичко»

Дидактическая игра «Кулич»

Празднование Пасхи

Акция «Поможем детям из малоимущих детей»

Расписывание яиц

«Беларусь моя православная»

Цель6 воспитывать любовь к Отечеству

Рассказ с просмотром слайдов «Православные святыни земли белорусской»

Беседа «Символы Беларуси»

Дидактическая игра «Города»

Экскурсия к площадке военной техники

Прослушивание гимна Республики Беларусь

«Аз, Буки, Веди»

Цель: воспитывать уважительное отношение к историческому наследию

Рассказы «Ефросиния Полоцкая», «Франциск Скорина»

Беседа «Нужно ли учит буквы?»

Дидактическая игра «Найди одинаковые буквы»

Сюжетно-ролевая игра «Школа»

Экскурсия в библиотеку

Рассматривание старославянских букв

Чтение стихотворения Б. Заходера «Птичья школа»

Чтение стихотворения «Кот и лодыри»

Письмо букв на асфальте мелом

«Милосердие»

Цель: воспитывать любовь к ближним

Беседа «Как мы заботимся о близких»

Коммуникативная ситуация «Как поступить?»

Дидактическая игра «Как поступить?»

Акция «Тепло наших сердец» (помощь малоимущим)

Чтение стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

 

  1. Котко, А.Н. Духовно-нравственное развитие человека: монография / А.Н. Котко. – Минск: Медисонт, 2010. – 248с.
  2. «Пралеска» (научно-методический журнал) // №7, 2013 год, с.23-29.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.