Новости проекта
«Учитель для Беларуси»
ВНИМАНИЕ! Технические работы
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 97 человек

«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

Дата: 14 декабря 2018 в 10:38


Тема: «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ  РУК  КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ  РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

Учитель-дефектолог ГУО «Сутковский детский сад- средняя школа Лоевского района» Рак Мария Леонидовна

         В настоящее время  в нашей стране отмечается тенденция  увеличения  количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагоприятными экологическими условиями, различными инфекциями, интоксикациями, неблагополучными семейными отношениями. У детей с нарушениями речи, как правило, имеются и другие отклонения. При этом бывает снижен тонус сенсорной и моторной сферы, что усугубляет тяжесть речевой патологии, а также ведет к задержке темпа общего речевого развития. Причины лежат в незрелости определенных зон мозга, либо их дисфункции. Что касается самой речи, то, как правило,  «страдают» не просто звуки, а механизмы восприятия, понимания. Следует,  что формировать речь следует не изолированно, а лишь в комплексе с общим развитием. Темой моего опыта выбран один из «кирпичиков» в фундаменте коррекционной работы, а именно развитие мелкой моторики пальцев рук. Актуальность этой проблемы в том, что именно развитие руки,  ручных умений является одним из показателей и условий хорошего физического и нервно - психического развития ребенка. Развитие тонких движений пальцев рук тесно связано со становлением речи, так как области коры головного мозга, отвечающие за движения органов речи и управляющие движениями пальцев рук, «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Поэтому с помощью целенаправленного воздействия на определенные зоны коры головного мозга можно проводить профилактическую и коррекционную работу по исправлению речевых нарушений [4, с.51].Известно, что движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными  с речевой функцией.  Первой формой общения  первобытных людей были жесты, особенно велика была здесь роль руки. Развитие функции руки и речи у людей шло параллельно. Примерно такой же подход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. [8, с.51]Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Данные электрофизиологических исследований (Л.А. Понащенко, М.И. Звонарева и др.) показывают, что речевые области в коре головного мозга формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Моторика -  сфера двигательных функций организма и связанных с ними физиологических и психологических явлений. [9, с.268]. Различают мелкую моторику (движения руки и пальцев) и крупную  моторику (перемещение тела, ходьба). Мелкая моторика – волшебное сочетание, о котором уже известно, пожалуй, всем. И о том, что ее развитие стоит начинать как можно раньше. На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важную роль. Почему же так важно для детей развитие тонкой моторики рук?

Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности. А самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка. Таким образом,  использование в коррекционно-педагогической деятельности системы эффективных методов и приемов по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста, обеспечивающих коррекцию речи.

Данная цель реализуется через следующие задачи:

- изучить теоретическую, психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития мелкой моторики и коррекции речи;- определить наиболее оптимальные организационные условия, обеспечивающие развитие моторики и коррекции речи;

- подобрать комплекс наиболее эффективных игр и упражнений для тренировки руки  и коррекции речи детей;

- формировать элементарные графические навыки, обеспечивающие подготовку к рисованию и письму;

- активизировать участие родителей и педагогов дошкольного образования по использованию дидактических игр и упражнений для развития мелкой моторики  и речи воспитанников в повседневной жизни.

Для того  чтобы работа по развитию мелкой моторики была эффективной, целенаправленной, я следую ряду требований:

- работу провожу систематично и последовательно;

- коррекционные занятия строю с учетом уровня  общемоторного, психического развития детей, стараясь при этом вызывать у них радость.

         Воспитание и коррекция речи детей с речевой патологией – сложная система работы, которая включает в себя несколько этапов. Одним из ведущих  принципов всей коррекционной работы и каждого этапа в отдельности является принцип «от простого к сложному». Этому принципу  подчинена и моя работа по развитию мелкой моторики. Каждый вид деятельности по формированию тонких движений пальцев рук является пропедевтическим по отношению к следующему.

В качестве источников по изучению  коррекции  мелкой моторики и речи   мною была использована следующая методическая литература:

  •  учебное издание в помощь логопеду  Т.В. Пятница «Пальчиковые

игры и упражнения. Массаж карандашами» - пособие для занятий по коррекции мелкой моторики и речи;

    - методическое пособие Е.Н. Лебедева «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с

задержкой психического развития»;

- методическое пособие Т.В. Пятница «Организация и содержание

работы воспитателя в группе детей с нарушениями речи» и другие.

В данных пособиях можно найти необходимую информацию для работы с детьми дошкольного возраста, имеющие определенное патологическое развитие речи и мелкой моторики.

После зачисления воспитанников с нарушениями речи в пункт коррекционно-педагогической помощи я выявляю уровень развития мелкой моторики каждого из них, используя метод открытого наблюдения за умениями детей удерживать предметы (карандаш, кисть, мелкие детали конструктора или мозаики) и работать с ними.

         С целью создания оптимальных условий для развития мелкой моторики руки и речи воспитанников я создала в группе следующие условия:

  1. Создала картотеку пальчиковых игр;
  2. Уголок  «Мои умелые пальчики»;
  3. Оформила рекомендации для родителей и воспитателей по развитию

мелкой моторики.

Учитывая  важность проблемы по развитию мелкой моторики,  работу веду в тесном контакте с родителями, специалистами учреждения дошкольного образования. Для развития тактильной чувствительности рук использую следующие приемы:

- массаж кистей рук;

- пальчиковая гимнастика и физкультминутки;

- пальчиковые игры (со стихами, со скороговорками);

- пальчиковый театр;

- лепка из пластилина, соленого теста;

- работа с бумагой в технике «Оригами»;

- рисование нетрадиционными способами;

- рисование по трафаретам, дорисовка, штриховка, графические диктанты, лабиринты, копирование по точкам и по образцу.

         Остановлюсь на некоторых из них подробнее:

1. Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца:  дети растирают сначала подушечку пальца, затем медленно опускаются к его основанию. Такой массаж сопровождаю веселыми рифмовками.

2. Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными шариками. Детям предлагаю шарики, которые можно просто вертеть в руках, щелкать по ним пальцами.

3. Массаж грецкими орехами. Предлагаю катать два ореха между ладонями, прокатывать один орех между пальцами, удерживать несколько орехов между пальцев обеих рук.

4. Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша,  дети перекатывают между ладоней, активизируют при этом нервные окончания, снимают напряжение.

  5. Массаж четками. Перебирание четок  детьми развивает мелкую моторику пальцев, успокаивает нервную систему детей.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются           пальчиковые игры. Например, «Добывание огня», «Пианино», «Прятки» и другие. [3, с. 5-6]

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя мои движения, активизируют моторику рук, тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и так далее.

Дополнительно дети проговаривают  стихотворения одновременно с движениями,  при этом их речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стихов и песенок.

Оптимально, на мой взгляд, проводить пальчиковые игры в форме физкультминуток. Физкультминутки как элемент двигательной активности предлагаю детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением.

 Упражнения, в которых используется поверхность стола, провожу, не поднимая детей со стульчиков. Такие упражнения сочетаю с традиционными (динамическими) физкультминутками, чтобы обеспечить воспитанникам двигательную активность.

При рассмотрении привычного набора занятий для развития мелкой моторики через «пальчиковую гимнастику» можно отметить два факта:

  1. при проведении упражнений, действия, главным образом

приходятся на «социальную» зону руки - большой, указательный и средний пальцы, а безымянный и мизинец практически не используются в упражнениях;

  1. в основном используются движения захвата предметов, сжатия,

редко - растяжения пальцев и почти никогда - расслабления, что может приводить к повышению тонуса.

Поэтому при выполнении заданий по развитию мелкой моторики рук я предлагаю детям:

задания на: сочетание сжатия, растяжения и расслабления, гибкости пальцев и кистей рук; изолированные движения каждого из пальцев.

Например, игры с карандашом:

  1. Поставить локти на стол, взять карандаш за концы тремя пальцами

левой руки и тремя пальцами правой руки и покрутить его «вперед», «назад».

  1. Массаж карандашом каждого пальца, ладони в отдельности, то есть

левая рука лежит на столе, а правая катает карандаш по ней и наоборот.

  1. Поставить локти на стол, взять карандаш и зажать его между

указательными пальцами обеих рук. Вращать руки вместе с карандашом то в одну сторону, при этом карандаш вращается в горизонтальной плоскости. Затем опустить руки,  встряхнуть кисти. Далее можно продолжить, захватив карандаш другими пальцами. Возможно вращение карандаша и в вертикальной плоскости.

  1. «Ножницы»: поставить локти на стол, зафиксировать два карандаша

между пальцами: один карандаш держится указательными пальцами обеих рук, другой - средними. Необходимо соединять пальцы рук, имитируя движения ножниц, при этом стараться не выпустить карандаш.

 Еще одним приемом развития точности и согласованности движений кистей рук является работа с мелкими предметами и мозаиками. Индивидуально я предлагаю собрать из мозаики различные фигуры. Эти задания служат двум целям: коррекции, развитию мелкой моторики и закреплению знаний по лексической теме; совершенствованию фонетико-фонематической сферы.

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Научиться прокалывать аккуратные дырочки тоже полезно. Величина бусин зависит от возраста ребенка. Сначала вместо бусин можно использовать шарики от пирамидок с круглыми деталями и нанизывать их на толстый шнурок; затем детали нужно постепенно «измельчать».

Большой популярностью пользуются у детей такие игры как «Собери бусы», «Волшебные крышки», «Копилочка» и другие.

Вся работа по нанизыванию бус требует сенсорно-двигательной координации, аккуратности, настойчивости, т.е. качеств, необходимых для письма.

Точность и координация движений развиваются у ребенка и    в процессе застегивания и «пришивания» пуговиц различного размера. Работа с различными по фактуре материалами - еще один прием совершенствования мелкой моторики детей. Детям доставляет большое удовольствие работа с соленым тестом, которое не липнет к рукам. Из него на занятии мы лепим буквы, а так же предметы по лексической теме.

Интересна и увлекательна и работа с «каштанами» (резиновыми мячиками с шипами). С помощью «каштанов» дети производят самомассаж кистей и пальцев рук. Конструкция массажера позволяет эффективно воздействовать на различные функции кисти как органа  и психо-эмоциональную сферу ребенка, позволяет снять мышечное пальчиковое утомление, улучшает кровоток кистей и пальцев рук.       

 Все приемы работы по развитию мелкой моторики проводятся параллельно, они дополняют друг друга, а их чередование делает занятия эмоционально насыщенными и приносит детям радость.

Подобрав необходимый набор наиболее эффективных игр и упражнений для развития мелкой моторики рук, нужно постепенно приступать к формированию графических навыков.  Так как выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом.

 Я предлагаю детям два вида графических упражнений:

упражнения на нелинованной бумаге;

упражнения на тетрадном листе в крупную клетку.

Эти упражнения проводятся на протяжении двух лет работы  с постепенным усложнением заданий.

Упражнения на нелинованной бумаге включают в себя различные задания:

- «дорожки», когда задача ребенка - провести прямые, волнистые, зигзагообразные  линии  в середине  «дорожки», не отрывая карандаш от бумаги, и не съезжая с «дорожки»;

- обводка рисунков различной степени сложности по контурным линиям, по точкам;

- штриховки: горизонтальные, вертикальные, диагональные, волнистые линии, круговые, полуовальные, петлями. Для штриховки использую трафареты и лекала, по которым дети обводят фигурки.

 На протяжении двух лет обучения предлагаются различные задания по раскрашиванию изображений предметов. На более поздних этапах детям предлагаю  задания по «копированию» предметов. Задача ребенка - срисовать предмет как можно точнее. Данный вид работы очень нравится детям, потому что все задания выполняются в красочных тетрадях.

В тетрадях в крупную клетку дети сначала рисуют простым карандашом палочки, дуги, кружочки, овалы, размещая все это в клеточках. Затем постепенно переходят к более сложным рисункам.

Вся эта работа сопровождается стихотворениями. Делая тот или иной рисунок, ребенок не только выполняет движения рукой, но и включает в работу речевой и слуховой анализаторы, тренирует память, так как стихотворения постепенно заучиваются. Таким образом, идет оречевление производимых действий.  В процессе этой работы сам рисунок дробится на составные элементы, которые отрабатываются построчно. По мере их освоения части соединяются в единое целое, рисунок обрастает новыми деталями. Все они точно вписываются в клетку. Ребенок должен ее очень хорошо видеть и соизмерять свой рисунок с образцом, данным в начале строчки. Если работа вызывает затруднения, то я точками намечаю предстоящую работу. С помощью этой опоры ребенок учится правильно вести линию, не «выезжать» за клеточку, а когда его рука уже хорошо освоит движение, будет делать это самостоятельно. К новому рисунку мы не переходим до тех пор, пока какой-то элемент или движение не отработаны. Эти упражнения полезны еще и тем, что при их выполнении повторяется речевой материал (словарь, стихотворные тексты), отрабатывается звукопроизношение, параллельно идет работа над лексико-грамматической стороной речи. К концу обучения дети уже легко справляются с достаточно сложными заданиями.

С целью  активизации родителей и педагогов дошкольного образования по использованию дидактических игр и упражнений для развития мелкой моторики и речи воспитанников в повседневной жизни,  готовлю письменные  рекомендации  для каждого родителя и специалиста, совместно с родителями и детьми изготавливаем, например, «овощи» или «фрукты» из соленого теста, бусы из природного материала и т.д.

Работая над развитием мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи, я добилась определенных результатов. По моим наблюдениям, у 50% детей,  к концу первого  года  коррекционной работы, улучшилась артикуляционная моторика, заметно сократились сроки постановки звуков, совершенствовалась общая координация движений детей. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигли  высокого уровня развития мелкой моторики, которая не только оказало благоприятное влияние на развитие речи, но и подготовило их к рисованию и письму.

Данный опыт позволяет мне быстрее осуществлять коррекционную работу, сокращает сроки исправления речи у детей, и одновременно работать над общим развитием детей дошкольного возраста,  делая их ловкими, жизнерадостными.

При этом следует помнить, что руки — инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением.

Данный опыт легко применим для разработки воспитательных мероприятий,  родительских собраний, психокоррекционных занятий с педагогом-психологом.

Список используемой литературы

  1. Былинно, М.В. Рисуночная деятельность как средство отражения и накопления социального опыта детей дошкольного возраста / М. В. Былинно // Дефектология.-2007.- №6 - С.44-49.
  2.  Варенова, Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики: учебное пособие / Т.В. Варенова. - 2-ое изд. доп. - Минск: ООО «Ассар», 2007.
  3.  Пятница, Т.В. Пальчиковые игры и упражнения. Массаж карандашами/ пособие для занятий по коррекции мелкой моторики и речи// Т.В. Пятница - общество с дополнительной ответственностью «Аверсэв», 2005.
  4. Пятница, Т.В. Организация и содержание работы воспитателя в группе детей с нарушениями речи //Т.В. Пятница - общество с дополнительной ответственностью «Аверсэв»,2005.
  5. Катаева, А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: пособие для учителя /А.А. Катаева,

Е.А. Стребелева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

  1. Коноплёва, А.Н. Коррекционно-образовательные технологии:

пособие для педагогов / А.Н. Коноплёва, Е.М. Калинина,

В.П. Пархоменко. - Минск: НИО, 2004.

  1. Кузнецова, Л.В. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др. //под ред. Л.В. Кузнецовой. - 3-е изд., стер. - М.: изд. центр «Академия», 2006.
  2. Кунцевич, А.С. Приемы су-джок - терапии в коррекционно-педагогической работе с учащимися с интеллектуальной недостаточностью /

 А.С. Кунцевич//  Спецыяльная  адукацыя.-2016.- №1 - С.51-55.

  1. Немов, Р.С. Психология: словарь - справочник: в 2 ч.- М.: Изд-во

ВЛАДОС - ПРЕСС,2003.- Ч.2-с.62.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.