Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 98 человек

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ ЧЕРЕЗ ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД ПОСРЕДСТВОМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Дата: 14 декабря 2018 в 10:37

МУЗЫЧЕНКО

ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ  ЧЕРЕЗ  ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННЫЙ  ПОДХОД  ПОСРЕДСТВОМ 

ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Квалификационная работа

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                  3                                                                                                                

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 1.1 Условия возникновения опыта работы по теме                                  6                                            

 1.2 Научно-методическое обоснование опыта                                          7

ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ                                                     

2.1 Формирование знаний, умений и навыков о здоровом  образе жизни у школьников (из опыта работы)   8                 2.2 Результативность деятельности по формированию знаний,  умений и навыков по здоровому образу жизни у школьников              13                                                                                                                         

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                             16                                                                                                      

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ                                             17                                            

ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                                       18

  •  Одной из современных задач образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни.

Для того, чтобы добиваться каких-либо значимых успехов, ученики должны быть здоровы. Проблема укрепления и поддержания здоровья учеников была актуальна во все времена. Не теряет своей актуальности эта проблема и в наше время. Современные дети стали вести менее подвижный образ жизни: они много времени проводят за компьютером,  смотрят телевизионные передачи, играют в компьютерные игры. Все это приводит к патологическим изменениям в организме, исправить которые можно только благодаря воздействиям упражнений на уроках физической культуры и здоровья.

Физическая культура – это основа здоровья учащихся. Именно на уроках физической культуры и здоровья учитель должен помочь своим ученикам развивать быстроту, ловкость, силу и другие физические качества, исправлять  нарушения осанки, учить ребят правильно относиться к своему здоровью и следить за его состоянием.

Родители, учителя, воспитатели – все хотят, чтобы дети выросли здоровыми, всесторонне  развитыми людьми, подготовленными к сложностям и жизненным препятствиям, готовыми их преодолевать и сражаться с ними. Необходимо, чтобы ученики ясно представляли, что физическая культура – это не только двигательная активность на уроке, но и средство, с помощью которого можно сохранять и улучшать своё здоровье, продлевать долголетие, обеспечивать высокую жизненную активность в любом возрасте.

Вместе с тем физическую культуру можно приравнять к лекарству, применение которого способно обеспечить не только тренировочный, но и оздоровительный, реабилитационный, восстановительный  и другие эффекты. Однако для этого необходимо знать, когда и в каком количестве следует применять это лекарство.

Помимо всего, важно использовать индивидуальный подход к каждому ученику, так как это позволяет лучше раскрыть способности  и внутренний мир каждого ученика, направить эти знания на достижение поставленной цели. Поэтому учителю необходимо обладать не только знаниями по своему предмету, ему нужно владеть знаниями психологии, чтобы убедить каждого ребенка в правильности своих стремлений и убеждений. Учитель должен увидеть, раскрыть способности ребят в том или ином виде деятельности, приумножить их, сделать так, чтобы ребенок сам захотел достигнуть самой вершины того или иного вида деятельности.

Разнообразие методов, принципов,  методических приемов, способов поиска решения новых задач повышают физическую подготовленность учащихся и их мотивацию.

Именно поэтому тема  здоровьесбережения и личностно-ориентированного подхода не потеряет своей актуальности.

Целью работы  является здоровьесбережение учащихся  через личностно-ориентированный подход посредством физического воспитания школьников.

Объектом является учебные занятия по физической культуре и здоровью.

В качестве гипотезы, положенной в основу работы, выдвигается следующее предположение: образовательный процесс будет носить здоровьесберегающий характер  и повысит уровень физической подготовленности учащихся, создаст психологически комфортные условия обучения и активизирует развитие самосознания личности школьника, если:

  • в качестве главной цели учебного процесса будет выступать развитие уникальности и неповторимости личности ребенка;
  • учитель будет иметь навыки субъект-субъектного опыта общения с   учащимися в учебной деятельности на уроках физической культуры и здоровья;
  • для обеспечения эффективного образовательного процесса будет расширена свобода выбора учащихся, а так же использоваться конкретная структура личностно-ориентированного урока.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи:

  1. Найти активные  формы и  методы  формирования прочных знаний, умений, навыков учащихся.
  2. Создать на уроках физической культуры и здоровья атмосферу сотрудничества, сопереживания, взаимной  поддержки.
  3. Активизировать урочную и внеурочную деятельность  школьников, стремление  быть  здоровым,  вести  здоровый  образ  жизни.
  4. Содействовать повышению у  учащихся  интереса  к  занятиям физической культурой и спортом.
  5. Вызвать интерес учеников к активной двигательной деятельности, активному участию в спортивной жизни школы.

При выполнении  работы был  использован комплекс методов научно-педагогического исследования:

  • анализ научно-методической литературы;
  • педагогическое тестирование;
  • психологическое тестирование;
  • педагогический эксперимент;
  • статистические методы обработки результатов исследования.

 Анализ научно-методической литературы проводился в целях изучения значения и перспективности применения здоровьесбережения через личностно-ориентированный подход в физическом воспитании в  школе. В результате анализа и  обобщения литературных данных были определены задачи работы.

Педагогическое тестирование проводилось с целью оценки уровня физической подготовленности. За основу взяты тесты для определения уровня физической подготовленности учащихся.

Психологическое тестирование проводилось на основе  изучения  исследований критериев уровня развития самосознания,  которые позволяют определить особенности самосознания детей школьного возраста.

 Педагогический эксперимент. Целью проведения педагогического эксперимента было отслеживание динамики развития самосознания и физической подготовленности школьников  в созданных здоровьесберегающих условиях на уроках.

Все материалы  были обработаны с помощью методов математической статистики. Качественный и количественный анализ результатов позволил осуществить объективную, надежную и достоверную оценку, выявить закономерности в изменениях изучаемых показателей.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Условия возникновения опыта

Известное изречение мудрецов Древнего мира гласит: «Здоровье – это не всё, но жизнь без здоровья – ничто». Наивысшая цель для педагога – жизнь и здоровье ребёнка.

Быть здоровым – естественное желание каждого человека. Основы психического и физического здоровья закладываются в детском возрасте, и поэтому очень важно с самого детства формировать у человека знания о здоровом образе жизни. Впервые о необходимости привития таких знаний человеку  заявил крупнейший российский микробиолог, врач Илья Ильич Мечников. Он считал, что самое главное – научить человека правильному, безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного. Необходимость воспитания здорового образа жизни подчеркивают и исследования, утверждающие, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения  и более чем на 60% от его образа жизни. Также очевидно, что формирование у детей представлений о здоровом образе жизни обусловлено, прежде всего, процессом воспитания, педагогическим процессом взаимодействия взрослого и ребенка, широким спектром педагогических средств и приемов. Педагогика в тесном сотрудничестве с другими науками накопила некоторый опыт формирования здорового образа человека (Ю. Ф Змановский, В. В Кабанов, В. И. Сыренский, А. Г. Татарникова).

Известно, что здоровьесберегающее направление предполагает формирование у школьников установки на здоровье как на важную жизненную ценность. Потребность в здоровье школьников есть у родителей, в учреждениях дошкольного образования, общества. И все вместе мы пытаемся внушить ребенку свое представление о здоровье. Не исключая этих подходов, я считаю, что главное – помочь ребёнку выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.

Реализация здоровьесбережения через личностно‐ориентированный подход в физическом воспитании является актуальной задачей и соответствует современным требованиям физической культуры. Она является доступной, интересной, способствует повышению физической подготовленности, вносит разнообразие на уроке, повышает качество уроков физической культуры.

Работать учителем физической культуры и здоровья я начал в 2006 году. И уже с того времени здоровьесбережение стало для меня приоритетной задачей. По мере накопления опыта способы и педагогические методы решения задач по укреплению здоровья моих учеников также накапливались и совершенствовались.

Обобщая свой опыт, я задумался:

-какие активные  формы и  методы использовать для формирования прочных знаний, умений, навыков учащихся о здоровьесбережении;

-как создать на уроках физической культуры атмосферу сотрудничества, сопереживания, взаимной  поддержки;

-как активизировать урочную и внеурочную деятельность  школьников, стремление  быть  здоровым,  вести  здоровый  образ  жизни;

-как повысить у  учащихся  интереса  к  занятиям физической культурой и спортом;

-как вызвать интерес учеников к активной двигательной деятельности, активному участию спортивной жизни школы.

Изучив  необходимую литературу и проанализировав свои уроки, я пришёл к выводу, что пробудить интерес к занятию физической культурой и спортом можно, если:

  •  учитывать особенности ученика (как физические так и моральные);
  • использовать задания в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка;
  • систематически накапливать и отбирать увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика;
  • проявлять внимание к высокомотивированным учащимся, создавать вокруг ученика благоприятную атмосферу общения.

1.2 Научно-методическое обоснование опыта                                      

Главная идея моего опыта - это создание условий для успешного преодоления задач, поставленных перед ребятами не только на уроках, но и во внеурочной деятельности так, чтобы каждый ученик мог участвовать в физическом совершенствовании, спортивной и трудовой деятельности. Чтобы данный процесс вызывал у ребят повышенный интерес и радость.

На своих занятиях стараюсь вызвать у каждого учащегося тот эмоциональный подъем, который позволит систематически заниматься в спортивной секции и на уроках.

ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ                                                      

          2.1 Формирование знаний, умений и навыков о здоровом образе жизни у школьников (из опыта работы)                                        

За время работы на должности учителя физической культуры и здоровья я понял, что всегда при решении самых различных задач физического воспитания необходимо опираться на интерес ученика. Ведь интерес ученика является тем краеугольным камнем, от которого зависит, насколько настойчиво и терпеливо будет осваиваться то или иное упражнение. Интерес - это всегда радость, успех, эмоциональный подъем. В конце концов – это желание развиваться и расти дальше в каком-либо виде деятельности.

У учеников, успешно справившихся с задачей,  появляется уверенность в собственных силах, желание развиваться дальше, чтобы снова и снова ощутить радость и успех.

Имея за спиной более десяти лет стажа работы в сельской школе,  для меня стал осознанным тот факт, что в каждом ученике скрываются те или иные способности. И моя главная задача, как педагога, - выявить эти способности, развить и вывести на более высокий и  качественный уровень. Этой работой я и занимаюсь каждый день.

Целью физического воспитания в нашей школе является овладение учащимися основами личной физической культуры, под которой понимается органическое единство знаний, потребностей и мотивов, оптимальный уровень здоровья, физического развития, двигательных способностей.  На уроках и спортивных секциях я  позволяю  каждому  ученику попробовать силы  в одном или нескольких видах спорта, определив свои «плюсы» и «минусы», наметить программу самообразования.

В своей работе я опираюсь на личностно-ориентированный характер обучения, индивидуальный подход к каждому ученику в процессе физического воспитания, в формировании осознанной потребности в физкультурно-оздоровительной, спортивной и трудовой деятельности.   Другими словами для каждого ребенка предусмотрен план физического совершенствования, учитывающий задатки и способности ребенка, его телосложение, состояние здоровья, особенности психо-физического здоровья. Владея всеми этими аспектами, я могу строить занятия, основываясь на индивидуализации и дифференциации обучения.

Тогда, когда занятия необходимо организовать по группам, делаю это в соответствии с физическими данными учеников. Упражнения подбираются индивидуально для каждой группы. Дети в группах занимаются под моим контролем или самостоятельно, могут так же назначаться старшими наиболее подготовленные ученики. Контроль за освоением двигательных навыков и упражнений провожу с помощью системы нормативов. В этом случае дифференцированный подход играет положительную роль  - пробуждает интерес к деятельности у детей, позволяет выявить высокомотивированных учащихся, способствует реабилитации детей с физиологическими и физическими нарушениями.

         Индивидуальное развитие физических качеств в группах разной подготовленности осуществляю с использованием как одинаковых, так и разных средств  и  методов, но величину  нагрузки  всегда планирую разную, в результате чего уровень физической подготовленности обучающихся существенно улучшается по сравнению с исходным уровнем.

В группах с менее подготовленными детьми ученики раньше заканчивают упражнения, соответственно имеют больше времени на то, чтобы отдохнуть и восстановиться.

         Для обучающихся, имеющих недостаточный уровень физической подготовленности, использую карточки индивидуальных заданий с указанием упражнений, последовательности их выполнения, дозировки. Упражнения  карточек-заданий  усложняю  в соответствии с возрастной категорией учащихся.

Используя  разнообразные  методы, такие  как  фронтальный, поточный, соревновательный, групповой, с учётом индивидуальных способностей  школьников,  стремлюсь  организовать работу  так,  чтобы они, восстанавливая  умственную  способность, одновременно формировали и  закрепляли гигиенические навыки, воспитывали физические качества, ориентировались на осознанную  подготовку к труду и семейной жизни.

Наиболее рациональным, вызывающим наибольший эмоциональный отклик у детей, является метод круговой тренировки. Учащиеся делятся на отделения по 3-4 человека. Спортивный зал разделен на сектора. Ребята слушают план работы, потом выполняют разминку и по моей команде расходятся по своим секторам. По мере усвоения двигательных навыков, задания усложняю, добавляя в них новые элементы.

Метод круговой тренировки напоминает метод станционной тренировки, но отличается тем,  что каждый ученик повторяет заданное для каждой станции упражнение возможно большее количество раз или же заданное количество повторений выполняет как можно быстрее. Например, первая станция – сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях, вторая – приседания с отягощениями, третья  - прыжки через короткую скакалку и т.д. [1, с.37]

С помощью разнообразного спортивного инвентаря создаю условия для овладения двигательными навыками у учащихся, что способствует выполнению нормативов и учебной программы.

Положительными моментами круговой тренировки является присутствие игровых моментов, где ученики могут попробовать проявить себя в роли самых сильных или самых ловких. Именно это и помогает круговой тренировке пользоваться такой популярностью у большинства ребят.

В процессе учебной деятельности стремлюсь чередовать фронтальные, групповые и индивидуальные формы работы, использую разные типы уроков, а также формы их проведения.

Не менее важное значение в повседневной работе отвожу и методу индивидуальных занятий. Он предусматривает самостоятельную двигательную активность учеников, а также самостоятельное выполнение  упражнений, предложенных ученику.

В частности для подготовки учащихся к районным соревнованиям я провожу дополнительные тренировки во внеурочное время. Ученику предлагаю выполнить то или иное упражнения, призванное улучшить его физические качества или совершенствовать определенные двигательные умения. Данный метод позволяет осуществить максимальный дифференцированный подход путем тщательного подбора самих упражнений и определения индивидуально допустимой (оптимальной) нагрузки.[1, с.37]

Большое значение на уроках отвожу проведению общеразвивающих упражнений. При их проведении  как отдельные элементы, так и упражнения в целом построены на знании строения человеческого тела, его анатомии и особенностей. Общеразвивающие упражнения хорошо содействуют подготовке тела к дальнейшей деятельности на уроке, позволяют сделать мышцы и связки более эластичными,  позволяют сердечно-сосудистой системе функционировать оптимальным образом.

При проведении ОРУ стараюсь учитывать то, что динамическая силовая работа одних и тех же мышц проявляется и тогда, когда, они преодолевают какое-то сопротивление (например, при подтягивании в висе, при поднимании ног в положении лежа), и тогда, когда они постепенно уступают силе тяжести.

Интенсивность мышечного напряжения зависит от величины внешней нагрузки, скорости движения и количества повторений. Личный опыт  показывает, что величина применяемого в тренировке отягощения не должна быть ни максимальной, ни очень малой. Количество повторений должно быть значительным, до появления ощущений усталости. Во избежание стойкого закрепления условных рефлексов на определенные одинаковые раздражители, величину отягощения, форму силовых упражнений, их темп и число повторений целесообразно время от времени удлинять.

Упражнения имеют определенную спецификацию на те или иные группы мышц: на развитие и укрепление мышц шеи, мышц рук и плечевого пояса, мышц туловища и ног. Чаще всего включаю в комплекс ОРУ 7-10 упражнений на различные группы мышц.  Одно из главных правил, которое заключается в правильной последовательности упражнений, - упражнения должны воздействовать на организм ученика по принципу «сверху-вниз». Сначала даю упражнения для укрепления мышц шеи, плечевого пояса, рук, далее – упражнения для укрепления мышц спины, боковых мышц туловища и брюшного пресса. Позже всего  включаю в комплекс упражнения для развития мышц ног: разнообразные прыжки,  приседания, упражнения сидя, лежа, где идет сочетание движений различных частей тела. Заканчиваю комплекс общеразвивающих упражнений прыжками, ходьбой или бегом. При проведении общеразвивающих упражнений создаю представление о движении. В одних случаях достаточно точного рассказа, в других же, более сложных, необходим также и показ правильного исполнения движения.

На протяжении всей моей работы учителем физической культуры я часто практикую проведение комплексов ОРУ самими учащимися. Это вызывает у детей повышенный интерес и эмоциональный отклик, так как они сами имеют возможность побыть в роли учителя. При проведении ОРУ необходимо уделять внимание своевременному выявлению и устранению возможных ошибок у ребят. Это необходимо делать кратко, через короткие и четкие указания: «Поднять голову», «Ноги шире», «Развернуть плечи» и т.д. Если ошибки при выполнении носят массовый характер, то необходимо остановить ребят и  еще раз объяснить, как выполнить упражнение,  уделив внимание тем элементам, в которых появились затруднения. 

Большое значение в успешном овладении двигательными навыками имеет домашнее задание. Ученики понимают, что если не уделить несколько дней на выполнение необходимого упражнения, то это повлияет на их успеваемость и будут видны недочеты в их подготовке.

При подборе учебного материала для домашних заданий необходимо помнить, что сами задания по своей направленности могут быть трех видов:

  1. Задания, связанные с закреплением и совершенствованием техники разученных упражнений или комплексов упражнений.
  2. Задания по развитию одного или нескольких физических качеств.
  3. Задания на самостоятельное усвоение теоретических сведений.

В зависимости от вида домашнего задания сроки, на которые они задаются, могут составлять от одной-двух недель до одного-двух месяцев [1, с.62].

 К выбору домашнего задания я всегда стремлюсь подходить индивидуально и учитывать состояние здоровья и физические возможности каждого ученика. Результаты выполнения домашнего задания фиксирую в специальной тетради. Контроль домашнего задания провожу не реже одного-двух раз в месяц. Благодаря этой работе практически у каждого моего ученика появляется мотивация осваивать и совершенствовать все новые и новые упражнения.

Помимо этого, одну из ключевых ролей в  работе по физическому совершенствованию играют районные соревнования по различным видам спорта. Большинство детей нашей школы охотно готовится к предстоящим стартам. Ведь всегда интересно соревноваться не только со своими одноклассниками или с ребятами из своей школы, но и с ребятами из соседней школы, района, области. Особенно большой интерес здесь вызывают командные игровые виды спорта: футбол, волейбол и баскетбол.

В своей работе я стремлюсь задействовать не только учеников, но и их родителей. В плане проведения внеклассных мероприятий всегда находится место таким спортивным праздникам, где дети рука об руку со своими родителями стремятся достичь победы. К таким мероприятиям относятся «Папа, мама, я – спортивная семья!», «Вас вызывает спортландия!» и другие.

Совсем недавно в нашем районе были проведены соревнования «Лоевщина за здоровый образ жизни!», где команда нашей школы заняла почетное 3 место. В этом спортивном празднике принимали участие и родители (ПРИЛОЖЕНИЕ Е).

С текущего года было принято решение внедрить на базе нашей школы инновационный проект «Школа – территория здоровья», организованный отделом образования, спорта и туризма и учреждением «Лоевский районный центр гигиены и эпидемиологии». Главная цель проекта - изучение   формирование  здорового  образа  жизни  у  учащихся,  создание  условий  для  повышения  уровня  состояния  здоровья  школьников  с  допустимого  до оптимального  через  формирование  навыков  здорового  образа  жизни у школьников  путем   внедрения  активных  методов  обучения.

В процессе реализации проекта была проведена серия тематических выставок, где представлены различные аспекты физкультурно-оздоровительной работы в школе.  Положительный опыт таких выставок заключается в том, что они побуждают ребят заботиться о своем здоровье, беречь осанку, мотивируют к стремлению систематически совершенствоваться и т.д.

Наибольший эмоциональный отклик вызывают фотовыставки, где ребята видят себя в процессе соревновательной деятельности.

Вся моя работа в школе опирается на интерес ученика. Принуждение к занятиям каким-либо видам деятельности сведено к минимуму. Большое количество спортивных секций, кружков и факультативов способствует тому, чтобы ученик мог выбрать именно то спортивное направление, которое необходимо именно ему: футбол, волейбол, легкая атлетика, шахматы и многое другое. Охват учащихся спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работой в моей школе составляет более 80%.

Работа по формированию здорового образа жизни не прекращается и на каникулах: спортивные секции, соревнования, товарищеские встречи, спартакиады. Всего за год проходит более двадцати подобных спортивных мероприятий.

При организации спортивно-массовых мероприятий основной упор стараюсь делать на массовость. Ведь от массовости  зависит то, насколько интересно пройдет само мероприятие,  какой эмоциональный отклик оно вызовет у зрителей и участников. Из массовости рождается мастерство.

Проводить мероприятия, соревнования, физкультурно-спортивные праздники мне помогают ученики из числа  наиболее подготовленных и интересующихся спортом. Именно они – мои первые помощники. При необходимости помогают более слабым при освоении упражнений, они же являются физоргами в своих классах, охотно проводят динамичные перемены.

2.2 Результативность деятельности по формированию знаний,  умений и навыков по здоровому образу жизни у школьников             

Реализуя свой опыт, я могу с уверенностью сказать, что создание оптимальных условий для устойчивого интереса школьников к предмету физическая культура и здоровье проявляется в том, что абсолютное большинство ребят с интересом посещают занятия физической культуры и здоровья. Что 80 из 89 учеников нашей школы занимаются в основной группе по физической культуре, 8 занимаются в подготовительной группе и только один полностью освобожден от занятий (инвалидность).

Благодаря ежедневному проведению гимнастики до занятий процент здоровых детей составил 85%, что на 7% выше, чем в 2010 году. Также работниками сельской участковой больницы отмечено снижение заболеваемости простудными заболеваниями.

Если провести анализ успеваемости за последние годы, то сразу видна положительная динамика уровня физического развития и повышение уровня овладения физическими упражнениями и уровня развитие физических качеств (ПРИЛОЖЕНИЕ А)

Большое внимание уделяется выступлениям в районной спартакиаде учащейся молодежи, в которой наши спортсмены уверенно занимают второе место на протяжении семи лет (ПРИЛОЖЕНИЕ Ж).

Наши учащиеся занимают первые и призовые места как в командном, так и в личном зачете в таких видах спорта, как волейбол, баскетбол, зимнее многоборье «Снежный снайпер», легкоатлетический кросс и легкая атлетика.   

Волейбольная команда девушек из нашей школы является неизменной победительницей районных соревнований на протяжении 10 лет. Все это время девушки стабильно входили в число лучших  пяти команд в областной спартакиаде, а в этом году наша команда смогла победить и стать чемпионом (ПРИЛОЖЕНИЕ Г).

Успешно выступила наша команда и в соревнованиях на призы президентского спортивного клуба «Снежный снайпер» в областной спартакиаде. В состав команды входило 12 человек, 5 из которых являются моими воспитанниками. В упорной борьбе они смогли завоевать 2 место, уступив совсем немного чемпионам соревнований.  В этом виде спорта у нас сложились хорошие традиции. Одним из наивысших достижений в моей работе - Мокша Мария принимала участие в Республиканских соревнованиях «Снежный снайпер» в 2016 году.

Чтобы мотивировать учащихся к занятиям физической культурой и спортом, мною был изготовлен стенд, где ведется учет спортивных достижений лучших спортсменов школы, а так же их фотографии.  Там же имеется информация о рекордах школы за всю ее историю, что служит хорошим стимулом для подрастающего поколения (ПРИЛОЖЕНИЕ В).

Индивидуализация в процессе организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы способствует не только физическому развитию, но и формированию потребности в здоровом образе жизни.

Приятно видеть, что мои ученики после окончания школы не прекращают заниматься самосовершенствованием и  физической культурой. Многих из них я до сих пор вижу на спортивной площадке, занимающихся бегом или подтягиванием, играющими в футбол, баскетбол, настольный теннис.

Многие продолжают посещать спортивные секции, участвуют в спортивных соревнованиях уже на взрослом уровне, отстаивая честь района или деревни.

Это значит что работа, проведенная мною, не прошла бесследно и принесла свои плоды. Это приносит мне чувство удовлетворения собой и своей работой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги работы, хочется отметить, что данная работа во  всех направлениях позволяет добиваться хороших достижений моим ребятам.

Все направления в моей работе подчинены главной цели –    формированию всесторонне развитой личности через учебный предмет «Физическая культура и здоровье». Важно, чтобы каждый ученик стал не только моим помощником, но и единомышленником. Чтобы у нас всегда была общая цель, которая нас объединяет, мотивирует и обязательно будет достигнута.

Рекомендовать данный опыт можно всем учителям физической культуры и здоровья, работающим с учащимися 1-11 классов, так как он не теряет своей актуальности и в современных условиях.

Считаю, что устойчивых результатов можно добиться только тогда, когда будешь придерживаться в работе следующих условий:

  • главная роль должна отводиться мотивации действий, пониманию того, чему научатся дети в процессе освоения новых двигательных движений;
  • работа должна проводиться постоянно и иметь систематический характер;
  • необходимо учитывать особенности ученика: как физические, так и моральные;
  • задания должны быть посильными;
  • новизна является важным условиям повышения внимания детей к занятиям физической культурой;
  • проявление внимания к высокомотивированным учащимся, создание вокруг ученика благоприятной атмосферы общения.

В заключение хочется отметить, что учителю для достижения поставленных целей ни в коем случае нельзя быть равнодушным к своей работе. Ведь настоящий учитель должен любить детей и свое дело, должен хранить верность своей позиции и не отступать перед трудностями.

В конце концов, главное в работе учителя физической культуры и здоровья  - это сохранение и укрепление здоровья наших учеников, а все рекорды и достижения - это всего лишь приятное дополнение, сопутствующее приложенным усилиям, тандему учителя и ученика…

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Овчаров, В.С. Настольная книга учителя физической культуры. Методическое пособие. – Минск: «Сэр-Вит», 2008
  2. Кобринский, М. Е., Фурманова, А. Г. Формирование  физического здоровья детей и молодёжи, проживающих на территории радионуклидного загрязнения. Пособие для учителей физической культуры. Минск: ОДО «Тонпик», 2005
  3. Фурманов,  А. Г., Юспа, М. Б.  Оздоровительная  физическая  культура. Учебник. Минск, ТЕСЕЙ, 2003
  4. Кошман,  М. Г., Кошман,  В. В.,  Комар, А.И. Основные понятия теории  физической  культуры. УО «ГГОИПК и ПРР и СО», 2005
  5. Гуревич, И. А. 1500 упражнений для моделирования круговой тренировки. Минск «Вышэйшая школа», 1980
  6. Заводова, Т. И. Физкультура и ты. Педагогическая мастерская. Минск, ИООО «Красико-Принт», 2005
  7. Кухарев, Н. В.. Тайны педагогического мастерства в системе акмеологических основ урока. Учебно-методическое пособие. ГОИРО, г. Гомель, 2010

ПРИЛОЖЕНИЕ  А

Результаты успеваемости учащихся  за последние 3 учебных года

Учебный год

Кол-во обучающихся детей

Успеваемость по предмету (в %)

% обучающихся, занимающихся на «9» и «10»

2014/2015

98

88%

68%

2015/2016

95

91%

72%

2016/2017

89

92%

73%

Таблица успеваемости учащихся 9 класса

по предмету «Физическая культура и здоровье» (Учитель Музыченко Д.В.)

ПРИЛОЖЕНИЕ Б           

Достижения учащихся

 ГУО «Уборковский детский сад-средняя школа»

в областных соревнованиях

№ п/п

Ф.И.О.

Вид/Место

Год

1.

Астафьева Анна

«Снежный снайпер»,  3  место г. Гомель

2011

2.

Баранов Юрий

«Снежный снайпер»,  3  место г. Гомель

2011

3.

Манеев Максим

«Снежный снайпер»,  3  место г. Гомель

2011

4.

Синило Екатерина

«Снежный снайпер»,  3  место г. Гомель

2011

5.

Карпенко Павел

Летнее многоборье «Защитник Отечества»,  1  место г. Гомель

2011

6.

Сирож Александр

Волейбол,   3  место г. Гомель

2014

7.

Дятлов Виктор

Волейбол,   3  место г. Гомель

2014

8.

Мокша Мария

Легкоатлетический кросс,  4 место г. Гомель

2016

9.

Мокша Мария

Волейбол,   1  место г. Гомель

2016

10.

Ашомка Илона

Волейбол,   1  место г. Гомель

2016

11.

Литвинова Виктория

Волейбол,   1  место г. Гомель

2016

12.

Тимошенко Татьяна

Волейбол,   1  место г. Гомель

2016

13.

Двинина Диана

Волейбол,   1  место г. Гомель

2016

14.

Повивач Владислава

Волейбол,   1  место г. Гомель

2016

15.

Бысенко Виктория

Волейбол,   1  место г. Гомель

2016

16.

Чикова Александра

Волейбол,   1  место г. Гомель

2016

17.

Литвинова Виктория

«Снежный снайпер»,  2  место г. Гомель

2017

18.

Евдокимова Алина

«Снежный снайпер»,  2  место г. Гомель

2017

19.

Даниленко Михаил

«Снежный снайпер», 2  место, г. Гомель

2017

20.

Чувьюров Иван

«Снежный снайпер», 2  место, г. Гомель

2017

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Рекорды школы

Фамилия, имя ученика

Упражнение

Результат

Дата

Соревнование

Коцюбняк Игорь

Подтягивание на

перекладине

31 раз

Декабрь 2015

Внутришкольные соревнования «Защитник Отечества»

Андрейчук Евгений

Метание гранаты 700 г

51 м

Апрель 2010

Районные соревнования «Защитник Отечества»

Карпенко Павел

Бег 3000 м

9,51

Апрель 2011

Областные соревнования «Защитник Отечества»

Астафьева Анна

Стрельба из пневматической винтовки

47 очков

Январь 2011

Районные соревнования "Снежный снайпер"

Сирож Александр

Бег 60 м

8,1

Апрель 2010

Областные соревнования по легкоатлетическому четырехборью г.Гомель

Сирож Александр

Метание мяча 150 г

69 м

Апрель 2010

Районные

соревнования по легкоатлетическому четырехборью

Сирож Александр

Прыжок в длину с разбега

4,95

Апрель 2010

Районные

соревнования по легкой атлетике

Захаренко Станислав

Бег 300 м

45 с

Апрель 2015

Районные

соревнования по легкой атлетике

Гришанова Светлана

Отжимание от пола

45 раз

Декабрь 2015

Районные соревнования "Здоровье"

Манеев  Максим

Стрельба из пневматической винтовки, 10 м

37 очков

Апрель 2015

Районные соревнования «Защитник Отечества»

Чикова  Александра

Бег 2000 м

7,38

Апрель 2015

Областные соревнования по легкой атлетике

Чикова  Александра

Бег 1000 м

3,31

Апрель 2015

Областные соревнования по легкой атлетике

Токоренко Мария

Толкание ядра

8,75

Апрель 2015

Районные соревнования по легкой атлетике

Мокша Мария

Бег 300 м

51 с

Апрель 2015

Районные соревнования по легкой атлетике

Мокша Мария

Бег 60 м

8,81 с

Апрель 2015

Районные соревнования по легкой атлетике

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.